Еще вчера излучающие оптимизм банки рушатся за считаные часы. Финансовая система западного мира переживает мощнейший кризис со времен 2008 года. В США за пару суток вынесли Silvergate, Silicon Valley Bank, Signature Bank. Спустя несколько дней волна сомнений в платежеспособности банковского сектора перекинулась и на Европу. За пару недель паникующие вкладчики обанкротили основу основ мировой банковской системы — Credit Suisse, швейцарского монстра со 166-летней историей, фининститут, помнящий еще денежные переводы беглых фашистов.
В основе нового мирового банковского кризиса — рост ставок ФРС США. Ведомство в попытках де-юре обуздать инфляцию (а де-факто сохранить возможность привлекать новые деньги в госдолг США) сделало деньги дороже. Это вызвало падение стоимости ценных бумаг — в первую очередь облигаций: госдолга, ипотеки, корпоративного долга, всего того, что так любили покупать банки во всем мире. В результате обесценения долговых бумаг к началу марта нереализованный убыток по долларовым облигациям в банковской системе всего мира превысил 6 трлн долларов, что запустило цепочку срывов (подробнее о развитии кризиса см. «Не могут погасить» на стр. 48). ФРС США, несмотря на рост ставки, фактически вернулась к расширению своего баланса — печати денег. Лишь за пару недель банковского кризиса ведомство напечатало более 400 млрд долларов в виде стабилизирующих кредитов американским банкам.
Финансовая система начала рушиться, при этом у каждого банка была своя «доминошка», запустившая необратимый процесс. Некоторые аналитики считают, что причина падения Credit Suisse — санкции против России. Правительство Швейцарии, занимавшее два столетия политику нейтралитета и сохранявшее банковскую тайну, решило в последние годы отказаться от этих рудиментов. Видя, как по щелчку пальцев разделались с русскими, из швейцарских банков начали выводить свои средства соболезнующие русским бизнесмены с Ближнего Востока, из Китая, Африки.