Основные упреки, звучащие в адрес «опять гадящей англичанки», антинаучны и отвлекают от настоящей опасности, которую несет решение британцев. Любителям приравнять обедненный уран к миллионам маленьких Фукусим неведомо, что этот материал используется, наоборот, для защиты от излучения, в контейнерах для перевозки радиоактивных материалов, а также в стоматологическом фарфоре для «натурального» блеска. Реальное же воздействие остаточной радиации от этого побочного продукта, получаемого при производстве сырья для атомной промышленности, до сих пор не подтверждается и не опровергается клиническими исследованиями. Единственным подтвержденным прямым фактом является то, что обедненный уран на 40% менее радиоактивен, чем природная урановая руда.
Косвенные же данные, скажем заявления медицинских чиновников о росте числа врожденных уродств в Ираке в 1997–2000 годах и онкологических заболеваний в Сербии в 2000-е, после применения НАТО боеприпасов, не означают, что существует непосредственная связь между ростом заболеваемости и собственно обедненным ураном. Как минимум по причине использования НАТО куда более токсичных компонентов вооружений, в частности ракетного топлива (не обязательно особо ядовитых гептила и пентаборана, хватает и других компонентов в твердых и жидких реактивных топливах и окислителях).
Многие источники утверждают, что обедненный уран (точнее, его пыль при попадании в легкие) химически опасен, но отмечают при этом, что эта опасность сравнима с таковой у других тяжелых металлов: вольфрама и свинца, — а пылеобразование урана ниже, чем, скажем, у керамики на основе вольфрама, много лет использующейся для производства бронебойных подкалиберных снарядов.
По-настоящему же боеприпасы с обедненным ураном, в первую очередь подкалиберные, опасны при попадании в танк. И опасность эта выше, чем у вольфрама и керамики, ввиду относительной дешевизны, позволяющей производить такие боеприпасы массово. Обедненный уран — бросовый материал, отход производства ядерного топлива, он заменяет эффективную, но дорогую «классику жанра», вольфрам, при производстве броне- и бетонобойных боеприпасов. При этом будучи немногим легче него, зато на 67% тяжелее (в плане удельной массы) другого распространенного «утяжелителя» — свинца.
Все это делает кинетические боеприпасы с обедненным ураном крайне опасными для российских войск, участвующих в СВО. Особенно в свете идущего укрепления фронтовых подразделений танками прошлых поколений (в частности, Т-62, а по непроверенным данным, и Т-55), чья бронезащита устарела еще во времена развитого социализма и даже после модернизаций, включая ныне проводимые, может оказаться крайне уязвимой от «обнов» британского производства.
Как, впрочем, и броня украинских танков (включая поставляемые по ленд-лизу) не более стойкая против состоящих на вооружении Армии России бронебойных снарядов с сердечниками из обедненного урана. В частности, оперенных подкалиберных снарядов «Свинец», входящих, по данным «Российской газеты», в боекомплект некоторых российских танков (например, Т-80БВУ) с доработанными под относительно длинный снаряд автоматами заряжания.
Пробиваемость «Свинцом» калибра 125 мм с дистанции 2 км — 600 мм по нормали гомогенной стальной плиты (под углом 60 градусов — 350 мм), а благодаря большому удлинению (длина активной части — 635 мм) минимизировано воздействие на снаряд динамической защиты «мишени». Снаряд принят на вооружение еще в 1991 году.
По данным из разных источников (в частности, Eurasia Daily и сайта «Военное обозрение»), в 2019 году корпорация «Ростех» разработала и вскоре приняла на вооружение еще более мощный снаряд, 3БМ60 «Свинец-2», с пробитием уже плиты в 700 мм (по другим данным, даже 800–830 мм). А для пушки 2А82, установленной на танке Т-14 «Армата», создан аналогичный снаряд 3БМ70 «Вакуум-2» с 1000-миллиметровым пробитием. По утверждению американского журнала National Interest, такое оружие способно пробивать даже лобовую броню лучших танков мира.
Настораживают исторические параллели. Нет, не 20-летие окончания войны в Ираке, где такие снаряды применялись широко и массово, — 80 лет назад, в июне 1943 года, вермахт начал использовать уран в качестве материала для бронебойных боеприпасов. Впервые в истории — и тоже вместо вольфрама, поставлять который прекратил немцам португальский диктатор Антониу ди Салазар. Причем немецкая промышленность (а туда по указу министра вооружений Альберта Шпеера было передано летом 1943 года 1200 тонн урановой руды) использовала не обедненный, а «натуральный» уран. В том числе против танков Красной Армии.