Как и у землетрясения, у любого кризиса есть эпицентр, вызывающий массовое разрушение всего вокруг в радиусе нескольких десятков километров. Землетрясение может зреть десятилетиями, пока на тектонические плиты действует все большее напряжение, а потом в один момент происходит сдвиг.
Стороннему наблюдателю очевидно, что в Европе все готово к новому финансовому потрясению. Перегруженные долгами правительства, инфляция, стареющее население, уставшая инфраструктура, стагнирующая производительность труда, банковская система, уже давно неотличимая от зомби, вяло растущая экономика — все эти проблемы зреют не один десяток лет и никак не решаются. Тектонические плиты настолько напряжены, что в любой момент может произойти толчок, который вызовет массовое и каскадное обрушение финансовой системы, затем последует экономический кризис, а с ним (как это часто бывает) и политический.
Нам, наблюдающим со стороны, казалось, что в эпицентре этого европейского землетрясения окажется Италия с ее огромными правительственными долгами, засухой, длящейся второй год, и проблемным банковским сектором. Кто-то считал, что толчок произойдет в Швейцарии, лишившейся за несколько недель странообразующего предприятия — банка Credit Suisse. А может, в Германии, мощная индустрия которой теперь работает без надежного снабжения дешевым газом по магистрали «Северный поток». Амортизационные механизмы, в первую очередь патерналистская роль правительства всех этих стран, в последние месяцы смягчают удары судьбы, накатывающие на перегруженные проблемами страны Европы. Впрочем, рецепт у правительств один: любую проблему можно залить деньгами, взятыми в долг. То есть переложить решение сегодняшних проблем на будущие поколения европейцев.