Прогрессивный налог: не с кого взимать

9 октября 2023, 00:00

Законопроект о прогрессивной шкале налогообложения внесли в нижнюю палату парламента депутаты от ЛДПР во главе с Ярославом Ниловым. Авторы предлагают не взимать НДФЛ с россиян с доходом 360 тыс. рублей в год (или 30 тыс. в месяц). Для среднего класса, зарабатывающего от 360 тыс. до 5 млн рублей в год (то есть до 410 тыс. в месяц), налог останется таким же, как сейчас: со ставкой 13%. А вот для остальных депутаты предлагают поднять его, причем схема исчисления налога будет довольно сложной.

ТАСС
Читайте Monocle.ru в

Законопроект о прогрессивной шкале налогообложения внесли в нижнюю палату парламента депутаты от ЛДПР во главе с Ярославом Ниловым. Авторы предлагают не взимать НДФЛ с россиян с доходом 360 тыс. рублей в год (или 30 тыс. в месяц). Для среднего класса, зарабатывающего от 360 тыс. до 5 млн рублей в год (то есть до 410 тыс. в месяц), налог останется таким же, как сейчас: со ставкой 13%. А вот для остальных депутаты предлагают поднять его, причем схема исчисления налога будет довольно сложной.

Так, россияне с доходом от 5 до 10 млн рублей в год должны будут заплатить НДФЛ в размере 15% от суммы, превышающей 5 млн, плюс еще дополнительные 603,2 тыс. Богачи с доходом от 10 до 50 млн рублей в год будут платить 25% от суммы, превышающей 10 млн, плюс взнос в размере 1,353 млн. Богатые с доходами от 50 до 100 млн рублей заплатят 30% НДФЛ от суммы, превышающей 50 млн, плюс дополнительные 11,353 млн. И наконец, для самых состоятельных, с доходом более 100 млн рублей, предусмотрена максимальная ставка: 35% с суммы, превышающей 100 млн, плюс дополнительные 26,3 млн.

Ярослав Нилов говорит, что в России налицо сильное расслоение в обществе. По его мнению, сборы со сверхбогатых позволят увеличить поступления в федеральный бюджет, а доходы мало- и среднеобеспеченных россиян вырастут благодаря отказу от НДФЛ на низкие зарплаты. Однако конкретных расчетов авторы законопроекта не приводят.

На самом деле имущественное расслоение в России сокращается. По данным Росстата, доходы 10% самых малообеспеченных россиян в четвертом квартале 2022 года выросли в шесть раз больше, чем доходы самых обеспеченных.

В России с 2021 года действует прогрессивная шкала налогообложения. Для граждан с доходом более 5 млн рублей в год ставка НДФЛ составляет 15%. Эти 15% берутся с суммы, превышающей 5 млн. Введение прогрессивной 15-процентной шкалы по НДФЛ в России дало федеральному бюджету в 2022 году дополнительные 82,7 млрд рублей. Но в сравнении с европейскими странами это очень небольшие ставки. Например, в Финляндии максимальная ставка на доходы достигает почти 57%, в Австрии — 55%, во Франции, Великобритании и Германии — 45%.

После столь резкого повышения НДФЛ есть риск увеличения числа нелегальных налоговых схем

Освобождение от налогов граждан с низкими доходами негативно скажется на доходах региональных бюджетов (куда и поступает НДФЛ). Эксперт Института налогового менеджмента и экономики недвижимости НИУ ВШЭ Владимир Саськов говорит, что из-за законопроекта Нилова объем выпадающих доходов в них составит около триллиона рублей. Примерно такая же цифра получилась по подсчетам «Эксперта». Согласно данным Росстата, зарплату до 30 тыс. рублей получают примерно 30% работающих. Всего занятых в стране 73,4 млн. То есть 22,7 млн человек имеют зарплату ниже 30 тыс. рублей и могут претендовать на освобождение от НДФЛ. Напомним, в 2022 году консолидированный бюджет получил 4,9 трлн рублей от НДФЛ.

Что касается налогов со сверхдоходов, то, похоже, законодатели упустили момент, когда их повышение могло существенно пополнить казну.

Шесть лет назад «Эксперт» пытался подсчитать, сколько в России сверхбогатых людей (см. «Цена справедливости», № 9 за 2017 год). Получилось немало: 0,5% населения, или 200–300 тыс. домохозяйств. По нашим подсчетам, тогда российскому бюджету удалось бы собирать с них дополнительные 500 млрд — 2 трлн рублей ежегодно. 500 млрд дало бы «обеление» доходов этой категории людей. А повышение ставки НДФЛ — еще больше.

Тогда мы пытались проанализировать число элитных квартир и проданных дорогих автомобилей и исходя из этих данных прикинуть, сколько миллиардеров проживает в стране. Сегодня, похоже, значительная часть этих людей уехала.

По последним данным «Автодома», за неполный 2023 год в России было куплено всего около 110 люксовых автомобилей. Даже если за весь год купят 150 таких машин, это в шесть раз меньше, чем в 2021 году, когда была продана 931 новая машина класса люкс. Конечно, можно предположить, что 150 машин — данные не окончательные. Эта цифра могла бы увеличиться за счет завезенных по параллельному импорту новых машин с небольшим пробегом, число которых скрыто в общем котле данных об импорте люксовых машин с пробегом, а их за первую половину 2023 года было продано 1089. Но даже сумей мы учесть это скрытое число в наших расчетах, вряд ли ситуация кардинально изменилась бы: ну не в шесть, а в три раза меньше, чем до начала спецоперации, в 2023 году будет куплено люксовых машин.

Получается, в стране осталось максимум 100 тыс. богатых домохозяйств. Это совпадает с цифрами, которые приводит доцент департамента налогов и налогового администрирования Финансового университета при Правительстве РФ Юлия Косенкова. По ее словам, достаточно высокие доходы, свыше 10 млн рублей, если судить по данным о декларировании доходов за 2021 год, показали около 103 тыс. человек.

Предположим, что их средний доход составляет 20 млн рублей в год. Тогда, согласно предложению Нилова, они должны будут заплатить 25% НДФЛ от суммы, превышающей 10 млн, плюс еще 1,353 млн, всего 3,853 млн. Умножим эти цифры на 100 тыс. человек — получается 385,3 млрд рублей.

Если же предположить, что средние доходы сверхбогатых выше и составляют 50 млн рублей в год, то им придется заплатить 11,353 млн. Получится, что в целом за счет повышения налога для этой категории людей бюджет выиграет 1,135 трлн рублей. В этом случае все выпадающие налоги низкооплачиваемых работников будут перекрыты — но серьезного пополнения бюджета не произойдет.

Кроме того, после столь резкого повышения НДФЛ есть риск оттока капитала из страны. Хотя, по мнению члена совета молодых ученых РЭУ имени Г. В. Плеханова Юлии Гейнц, он невелик, учитывая, что в большинстве развитых стран налогообложение еще выше. А вот риск увеличения числа нелегальных налоговых схем, наоборот, большой, считает она.