Зерновой коридор в ожидании зерна

23 октября 2023, 00:00

Торгово-логистическая компания «Новый сухопутный зерновой коридор» (НСЗК) вновь громко заявила о себе, заключив с китайской госкомпанией China Chengtong International 12-летний генеральный контракт на поставку в Китай 70 млн тонн зерновых, зернобобовых и масличных культур на сумму 25,7 млрд долларов. Документ был подписан входящей в группу НСЗК новосибирской производственно-экспортной компанией ЭПТ на полях проходившего в Пекине форума международного сотрудничества «Один пояс — один путь». Как сообщил в пресс-релизе руководитель инициативы «Новый сухопутный зерновой коридор» Карен Овсепян, в последних числах ноября — начале декабря на встрече глав правительств России и Китая будет подписан межгосударственный договор об НСЗК.

TASS
Китай ждет?
Читайте Monocle.ru в

Не далее как в сентябре НСЗК уже анонсировал заключение с той же China Chengtong International соглашения о совместной реализации проекта строительства в Еврейской автономной области логистического хаба «Зерновой терминал Нижнеленинское — Тунцзян». Общий объем инвестиций в него оценивается в 5 млрд рублей. Сам НСЗК известен тем, что покупал зерно у фермеров Урала и Сибири и продавал его преимущественно в Китай и в основном через порты Черного моря. С 2013 года НСЗК совместно с китайскими компаниями спроектировал и построил на погранпереходе Забайкальск первый в мире зерновой железнодорожный терминал стоимостью 9 млрд рублей, специализирующийся на экспорте продовольствия. Забайкальский зерновой терминал включает в себя 16 силосов объемом хранения зерна 5 тыс. тонн каждый и общей мощностью перевалки до 8 млн тонн зерновых, зернобобовых и масличных культур в год (планируется расширить до 16 млн).

Но пока НСЗК сам отправляет за границу лишь несколько тысяч тонн зерновых и масличных, поэтому заявленные объемы перевалки в Забайкальске (8 млн тонн), не говоря уже о потенциальном втором терминале в Еврейском автономном округе, выглядят малореалистичными. Мощности забайкальского терминала сопоставимы с объемом экспорта зерновых нашим ведущим потребителям: Турции (9,2 млн тонн в сезоне 2022/23 годов) и Египту (8,1 млн тонн). Китай же в прошлом году вывез из России (в основном по морю, через Дальний Восток и Новороссийск, а также по сухопутному маршруту через Казахстан) всего несколько сотен тысяч тонн сои, около 92 тыс. тонн семечки, немного гречишной лузги, кедровых орехов и около 4 млн тонн подсолнечного масла. «Для меня это мифологизированная история, поскольку таких объемов, восемь миллионов тонн, в Сибири и на Дальнем Востоке просто нет. Покупать в Китае зерно в больших объемах может только госкомпания COFCO, а она такие объемы не запрашивала, — говорит генеральный директор агентства InfraNews Алексей Безбородов. — Да и кто на рынке даст НСЗК такие объемы?»

«В таких количествах в Сибири, на Урале и даже на Дальнем Востоке зерна нет, — подтверждает главный редактор “Агротренда” Николай Лычев. — Нет и сои. Та, что там производится, вся законтрактована. Вообще, все это похоже на пиар-акцию, поскольку нестыковка идет уже на уровне объявленной долгосрочной цены по всему контракту. Если 70 миллионов тонн разделить на 25,7 миллиарда долларов, получится, что Китай будет покупать по 350 долларов за тонну. Это если речь идет о пшенице третьего класса с 14,5 процента белка, которая только и может интересовать Китай. Но это нереалистичная цена: сейчас такая пшеница торгуется на уровне 250–260 долларов за тонну».

Впрочем, генеральный директор «ПроЗерна» Владимир Петриченко верит в успех проекта НСЗК. «Да, сейчас таких объемов в Сибири нет, но они появятся через несколько лет. Речь идет о налаживании долгосрочных поставок, под которые аграрии, думаю, охотно будут расширять производство, а посевные площади там это позволяют», — говорит эксперт. Впрочем, перед тем как отправить хотя бы несколько тысяч тонн пшеницы, России придется поработать над фитосанитарным законодательством, которое в части пшеницы не принимает китайская сторона. «Для этого нужна воля правительства, и тогда мы сможем нарастить экспорт в Китай, — говорит президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский. — А пока возить будут только нишевые культуры, такие как гречиха, лен и прочие».