Что до дивидендов, то представители Henderson заявляли перед IPO, что дивидендная политика уже утверждена; на них планируется направлять минимум 50% чистой прибыли. Причем новые инвесторы получат дивиденды за 2023 год целиком, невзирая на то что вошли в капитал компании только в ноябре. Выплаты обещают производить два раза в год. После IPO доля акций Henderson в свободном обращении (free-float) составила 13,9%.
Торги акциями компании (стикер HNFG) начались на Московской бирже 2 ноября. На момент написания этого материала они торговались на уровне 645 рублей — чуть ниже IPO, что происходит достаточно часто. Биржевые аналитики объясняют этот эффект тем, что все, кто хотел купить акции, их уже купил.
В результате IPO весь бизнес был оценен в 27,3 млрд рублей. Согласно консолидированной отчетности чистая прибыль Henderson за 2022 год составила 1,8 млрд рублей, за первое полугодие 2023-го — 638,2 млн. Таким образом, коэффициент P/E (капитализация / чистая прибыль) получился равным примерно 14,9. «По коэффициенту P/E розничная сеть оценена в сравнении с российскими аналогами очень недорого, с шестидесятипроцентным дисконтом, что значительно повышает привлекательность этих бумаг для инвесторов в сравнении с аналогами», ― считает ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова. Для сравнения: по данным Yahoo Finance, коэффициент P/E для Louis Vuitton сейчас составляет 21,9, для H&M — 40,9, для LPP — 18,8.
Henderson — старейший игрок на российском фешен-рынке. В этом году компания отметила свое 30-летие и открыла флагманский магазин в центре столицы на Кузнецком Мосту. Компания старалась конкурировать с такими западными брендами, как Massimo Dutti, Hugo Boss, Armani и др., на протяжении многих лет, пытаясь предложить покупателям аналогичное качество за меньшие деньги. После сокращения деятельности иностранцев на российском рынке в прошлом году Henderson, как и все российские фешен-ретейлеры, начала резко наращивать обороты, открывать новые магазины в различных городах страны, развивать онлайн-торговлю. В опустевших российских торговых центрах Henderson стала желанным арендатором, так как, по словам владельца одного из торговых центров, «закрывает собой целую нишу»: имеется в виду ниша мужской одежды.
Кардинальные преобразования в бизнесе компания начала еще в 2017 году, когда совместно с британским архитектурным бюро решила поменять формат магазинов, увеличив их площадь со 100 до 300–500 кв. м. В итоге расширился ассортимент: к традиционным костюму и рубашке добавился casual-ассортимент и аксессуары. Был запущен индивидуальный пошив Henderson Su Misura: рубашек, костюмов, пиджаков, а также верхней одежды по индивидуальным меркам. Компания изучала опыт европейских конкурентов, расширила сотрудничество с производителями тканей и готовой одежды, много лет привлекала для разработки коллекций дизайнеров известных итальянских фирм Zegna и Armani. Собственными большими производственными мощностями Henderson так и не обзавелась, решив развиваться как розничный бренд. Основная масса изделий отшивается в Китае, Вьетнаме, в других странах Азии. В 2020 году, во время пандемии, когда магазины в торговых центрах закрывались, а покупатели засели дома, компания активно взялась за онлайн-направление ― развивать омиканальнуую систему продаж и продажи через маркетплейсы: Ozon, Lamoda и Wildberries. С тех пор интернет-продажи компании динамично растут: на момент выхода на IPO они составляют почти 20% от общего оборота, а в ближайшие годы компания планирует выйти на уровень 30%.
Российский фондовый рынок благосклонно воспринял размещение Henderson на IPO. И это не случайно: не так много компаний специализируются на мужском гардеробе и имеют длинную историю развития. По данным Fashion Consulting Group, объем сегмента мужской одежды и обуви в 2022 году составил 540 млрд рублей, и это всего 26% в структуре фешен-рынка. То есть 70% рынка принадлежит женщинам и конкуренция в «женском отделении» намного острее. Самым крупным конкурентом для Henderson среди российских игроков может быть сеть Lady & Gentlemen, продающая широкий ассортимент различных марок и запустившая в прошлом году новые бренды в среднем плюс сегменте.
Главный вызов для Henderson, на наш взгляд, кроется в освоении casual-ассортимента. Компания выросла на классическом мужском гардеробе, обладает большими компетенциями в производстве и продажах рубашек и костюмов. Однако мода и дресс-коды стремительно меняются: уже никого не удивляют офисные работники в худи и кедах. По данным FCG, в мужском сегменте одежды и обуви в 2022 году повседневная одежда занимала 45%, спортивная — 29%, домашняя — 5%, формальная и вечерняя, то есть костюмно-пиджачный ассортимент, — только 21%. И если в продажах костюмного ассортимента у Henderson мало конкурентов, то рынок повседневной и спортивной одежды, основу которой составляет трикотаж, динамично развивается. На нем сосредоточены продавцы на маркетплейсах, молодые дизайнеры и швейные компании, наводнившие за последние полтора года торговые центры. И чтобы успешно конкурировать на этом направлении, возможно, одного только бренда Henderson будет мало.