По просьбе «Монокля» последствия введения санкций против международного арктического СПГ-проекта комментирует директор по исследованиям Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев.
— Санкции США против ООО «Арктик СПГ 2» были ожидаемыми. Они вписываются в многолетнюю стратегию выдавливания России с газовых рынков, особенно с рынка Европы. Ситуация осложняется тем, что во второй половине 2020-х годов мировому рынку СПГ грозит кризис перепроизводства, то есть создания избыточных мощностей сжижения газа, существенно превышающих спрос. Если взять все заявленные на сегодняшний день проекты со сроком ввода до 2030 года, то избыток составит невероятную величину: порядка 400 миллионов тонн в год, что эквивалентно текущему годовому потреблению СПГ в мире. Это порождает жесткую конкуренцию, и многие из заявленных проектов никогда не будут построены. Но какие именно и где, зависит от текущих усилий по долгосрочному контрактованию. «НоваТЭК» традиционно успешен на этом поле, в том числе благодаря изначально выбранной им модели — распределения произведенного СПГ между акционерами проектов, будь то «Ямал СПГ» или «Арктик СПГ 2». Именно по этому сильному месту США и пытаются ударить.
У «Арктик СПГ 2», как известно, четыре зарубежных акционера: TotalEnergies с долей в десять процентов, Japan Arctic LNG (СП японских компаний Mitsui & Co. и JOGMEC, десять процентов) и две китайские госкомпании: CNPC и CNOOC, по десять процентов у каждой. Учитывая, что доли каждой из них заметно меньше пороговых (с точки зрения санкционной политики США) пятьдесят процентов, участие в акционерном капитале «Арктик СПГ 2» напрямую им, скорее всего, не угрожает.
— Но ведь США могут ввести вторичные санкции против иностранных участников консорциума за экспорт производимого на проекте СПГ?
— Определенный риск есть, но каждая компания может оценивать его по-разному, тем более что отказ от исполнения контрактов на покупку СПГ грозит им многомиллиардными штрафами. Мы уже видели это на примере германской SEFE (бывшей Gazprom Germania), продолжающей исполнять контракт на поставки СПГ с завода «Ямал СПГ», несмотря на однозначно негативную позицию властей Германии.
— Могут ли санкции сорвать реализацию проекта «Арктик СПГ 2»?
— В целом санкции нельзя назвать безболезненными. Они не остановят строительство завода и не помешают напрямую поставкам СПГ с данного проекта на рынки дружественных России стран. Но могут потребовать от акционеров изменения схемы поставок с использованием компаний-посредников либо привести к отказу отдельных акционеров от заключенных контрактов. Но даже если этого не произойдет, санкции создадут логистические проблемы.
С учетом ранее введенных санкций против «дочки» «НоваТЭКа» ООО «Арктическая перевалка» при экспорте СПГ с завода «Арктик СПГ 2», скорее всего, придется полагаться только на собственный и аффилированный с Россией флот газовозов, а для проекта их потребуется около сорока. К сожалению, пока логистическая модель российских СПГ-проектов строится с опорой на флот, находящийся преимущественно во владении и под управлением у зарубежных компаний, среди которых много западных. Модель, при которой потребность в транспортировке российского СПГ, в том числе судами ледового класса, удовлетворялась преимущественно танкерным флотом, зафрахтованным иностранными компаниями (в том числе импортерами), по всей видимости, более нежизнеспособна, что необходимо заранее учитывать при планировании роста производства и экспорта СПГ, в том числе с «Арктик СПГ 2».
— Насколько вероятно давно обсуждаемое в Европе введение эмбарго ЕС на импорт СПГ российского происхождения?
— Еврокомиссия и правительства ряда европейских стран в 2022–2023 годах неоднократно заявляли о стремлении прекратить импорт российского СПГ настолько быстро, насколько это возможно. В частности, рассматривается запрет на разгрузку танкеров с российским СПГ на европейских регазификационных терминалах. Учитывая прогнозный баланс газа на рынке ЕС, возможность отказаться от импорта российского СПГ появится у стран ЕС уже в 2026 году, что потенциально лишает как действующие в России и строящиеся крупно- и среднетоннажные СПГ-заводы, так и большинство планируемых наиболее привлекательного (с точки зрения логистики поставок) рынка сбыта. Это создает, в частности, дополнительные проблемы обеспечения российского экспорта СПГ надежными транспортными мощностями (из-за резкого роста среднего плеча транспортировки на альтернативные рынки).
При перенаправлении поставок из Европы на альтернативные рынки сбыта время доставки грузов увеличится в два-три раза, а в зимний период по Северному морскому пути в восточном направлении — до четырех-пяти раз. Это резко снизит среднегодовую эффективность использования танкерного флота и означает необходимость его существенного расширения (даже с учетом создания перегрузочных терминалов на Камчатке и в Мурманской области). С аналогичными проблемами столкнутся, очевидно, и новые российские заводы, в том числе «Арктик СПГ 2», «Усть-Луга СПГ» и обсуждаемый проект «НоваТЭКа» «Мурманский СПГ».