Согласно утвержденным планам, проект будет реализован в несколько этапов с 2025 по 2035 год. На первом этапе стороны определят точное местоположение будущей базы, вероятнее всего, это будет район южного полюса Луны, и отработают соответствующие технологии для безопасной высокоточной посадки. На втором этапе на спутник отправят несколько миссий, в ходе которых будет создан центр управления станцией, привезены объемные грузы и возведены орбитальные модули для организации электроснабжения, коммуникаций, координации транспорта. По условиям соглашения все отправляемые на спутник товары будут освобождены от таможенных пошлин и налогов. По словам директора Института космических исследований РАН Анатолия Петруковича, первые сооружения, скорее всего, построят из уже существующих материалов, чтобы быть уверенными в их надежности. В дальнейшем, возможно, станут применять технологию 3D-печати, сырьем для которой станет бетоноподобное вещество из переработанного лунного грунта. Третий этап предусматривает высадку человека на Луне, создание вахтового поселения, содействие иностранным партнерам в изучении спутника и в отправке пилотируемых экспедиций. Заинтересованность в реализации этого проекта уже высказали 20 стран, в их числе Белоруссия, Азербайджан, ЮАР, Пакистан и Таиланд.
Недавняя неудача миссии «Луна-25» китайцев не смущает. В местной прессе ее связывают с долгим отсутствием России в дальнем космосе и называют фактическим предупреждением всем участникам новой лунной гонки: оставаться терпеливыми и благоразумными при реализации столь масштабных проектов. Главный редактор журнала Aerospace Knowledge Ван Яньань утверждает, что сотрудничество Москвы и Пекина в освоении Луны будет иметь эффект «один плюс один больше, чем два». Плюсами России он называет богатый советский опыт полетов к спутнику, колоссальный фундаментальный задел в астрофизике, а также инновационное мышление; преимуществами Китая — стремление к скрупулезности и богатые инженерные ресурсы, а кроме того, современные технологии.
Напомним, не менее амбициозный проект строительства обитаемой станции на Луне реализуют США в рамках программы «Артемида». Продвигается он тяжело, график постоянно сдвигается (первый испытательный полет новой сверхтяжелой американской ракеты SLS с кораблем Orion без экипажа к Луне изначально был запланирован на 2016 год, а реализован только в 2022-м), то и дело происходит значительный перерасход средств по контрактам и разворачиваются дискуссии о непомерной стоимости программы; денег выделяют намного меньше, чем требуют исполнители.
О бюджете российско-китайской лунной станции пока неизвестно. Российские проекты создания отдельных блоков, которые потенциально могут быть задействованы в миссии по организации базы, сталкиваются с теми же проблемами, что и американские. Например, на доработку корабля «Орел», который, как планируется, будет доставлять космонавтов на спутник Земли, в 2020 году выделили всего 8 млрд рублей, хотя главный подрядчик проекта РКК «Энергия» запрашивал 18 млрд; в 2022-м исполнительный директор по пилотируемым программам «Роскосмоса» Сергей Крикалев заявлял, что не хватает финансирования для инфраструктуры запуска — наземного оборудования на космодроме Восточный. Первый тренировочный полет корабля должен был состояться в декабре этого года, но уже перенесен на первый квартал 2024-го (строят «Орел» с 2009-го). Китай, также лишенный доступа к передовым технологиям в электронике и вообще уже привыкший действовать в одиночку в освоении космоса, находится, вероятно, тоже не в самой высокой степени готовности. Регулярно мелькает информация, что на стадии изготовления и испытания «железа» идут работы по сверхтяжелой ракете CZ-10 и пилотируемому перелетно-возвратному кораблю и что лунный бюджет Поднебесной в несколько раз меньше аналогичного бюджета NASA. Конкретика относительно российско-китайской космической кооперации выдается очень дозированно: по всем признакам, стороны пока находятся на стадии разработки дорожной карты проекта. Ученые, впрочем, полагают, что ни Россия, ни Китай не заинтересованы до бесконечности затягивать создание базы и будут ускоряться по мере возможности. Поэтому в качестве первых носителей для полетов на Луну рассматриваются уже существующие тяжелые ракеты, способные довезти до точки всего несколько тонн груза (у России это «Союз», «Протон», почти готовая к эксплуатации «Ангара», у Китая — отдельные модификации ракеты серии «Чанчжэн»), а в дальнейшем обе страны намерены создать полноценные «супертяжи».