Гель вместо бормашины

Виктория Безуглова
корреспондент «Монокль»
4 декабря 2023, 00:00

Начинающий предприниматель приобрел лицензию у Омского медуниверситета на использование стоматологического патента. Новое микропредприятие будет производить инновационный продукт — гель для восстановления эмали зубов, в шесть раз превосходящий по эффективности аналоги

ПРЕДОСТАВЛЕНО АЛЕКСАНДРОМ ЛИСТКОВЫМ
У «Гель Эмали» есть секрет оптимального состава, позволяющий ионам кальция, фосфат-ионам и фтору в невысокой концентрации эффективно противостоять кариесу

По виду — маленькая лаборатория, чуть больше двадцати квадратных метров: скромно окрашенные стены, холодильник, шкаф, разные измерительные приборы и емкости на столах вдоль стен. Можно предположить, что это комната для проведения медицинских анализов или химический кабинет, но на самом деле это производственный цех, где двадцатисемилетний предприниматель из Омска Александр Листков запустил производство геля для профилактики кариеса и восстановления эмали зубов. По образованию Александр — юрист, и этот продукт он придумал не сам — приобрел лицензию в Омском медицинском университете (ОмГМУ), где на кафедре детской стоматологии и в научной лаборатории стоматологического факультета был разработан гель, имеющий патент РФ «Способ получения кальций-фосфат-фторсодержащего геля для реминерализации зубов у детей».

«Я хотел производить что-то уникальное, и я нашел такой продукт, меня он заинтересовал новаторством, тем, что эффективнее всех аналогов на рынке в несколько раз, решает важные задачи по профилактике кариеса», — говорит Александр Листков. О новом продукте предприниматель узнал от своей сестры-стоматолога, которая рассказала ему, как такой гель важен для сохранения здоровья людей, и познакомила с разработчиками геля. В свою очередь, заведующая кафедрой детской стоматологии ОмГМУ Галина Скрипкина была очень рада тому, что наконец-то одна из их разработок, а всего за сорок лет исследований в институте создана и запатентована линейка из десяти кариес-профилактических лечебных композиций на гелевой основе, пойдет в народ: «Мы давно уже искали производителя, наши гели готовы и испытаны, интересны как для широкой массы потребителей, так и для профессионального стоматологического сообщества. Но когда раньше мне звонили из клиник и спрашивали, где их приобрести, я говорила, что негде, так как в институте мы делали гель только для клинических и лабораторных исследований».

Так в результате судьбоносной встречи в массовое производство отправляется продукт под названием «Гель Эмаль», который будет фасоваться в тюбики по 50 граммов — объем, достаточный для полноценного трехнедельного курса для двоих взрослых людей. Масштаб производства предприниматель намерен регулировать по мере спроса, пока что закуплены ингредиенты для выпуска 10 тыс. тюбиков, и на начальном этапе планируется выпускать по тысяче штук в месяц. В проект Александр инвестировал порядка 500 тыс. рублей, срок окупаемости он рассчитывает в пределах полугода, а все заработанные средства намерен вкладывать в развитие.

Условия лицензионного соглашения с медуниверситетом предприниматель не раскрывает, но отмечает, что научные работники активно курируют запуск геля: помогают наладить технологический процесс, дают советы по приобретению оборудования и составлению рекомендаций по использованию. Кроме того, на начальном этапе университет оказывает информационную поддержку в поиске спонсоров, грантов на развитие, в продвижении продукта на рынок через известные им каналы стоматологического сообщества. А что касается эффективности геля, то сомнений в этом нет ни у кого: патент на его изобретение был получен в 2017 году, но еще почти шесть лет специалисты ОмГМУ вели клинические испытания.

Фокус внимания — на профилактике кариеса

По словам Галины Скрипкиной, идея о введении минерализующих компонентов, таких как ионы кальция, фосфата, фтора в гелевую структуру, где они находятся в свободном состоянии, наиболее активны и хорошо встраиваются в кристаллическую решетку как эмали, так и дентина (основной, твердой части зуба), впервые пришла в конце 1970-х профессору биофизической и бионеорганической химии, автору более пятидесяти изобретений в области стоматологии и других разделов медицины Валерию Леонтьеву. И на базе Омского медицинского университета была впервые в мире предложена именно гелевая структура кариес-профилактической композиции, а чуть позже была создана научная лаборатория стоматологического факультета для разработки гелей — до недавнего времени она была единственной в РФ лабораторией такой узкой направленности на базе медицинского вуза. За эти годы команда ученых создала целую линейку гелей, среди которых гели для профилактики и лечения начальных проявлений кариеса в домашних условиях с ионами кальция и фосфат-ионами, гели для профессионального использования — с высокой концентрацией фторид-ионов.

Композиция «Гель Эмаль», которую внедряет в производство Александр Листков, — одна из новинок университета, которая, впрочем, прошла все необходимые испытания в собственной сертифицированной научной лаборатории медуниверситета, а также на базе Омска и Омской области, включая детей дошкольного и школьного возраста. Это трехкомпонентный гель, он подходит для домашнего использования, в его состав входят не только ионы кальция и фосфат-ионы, но и фтор в невысокой концентрации, что и позволяет пользоваться продуктом самостоятельно. У «Гель Эмали» есть секрет оптимального состава. «Обычно ионы фтора очень быстро реагируют с кальцием, образуется фторид кальция, абсолютно индифферентное соединение, не обладающее никакой кариес-профилактической активностью, — поясняет Галина Скрипкина. — Но если в гелевую композицию ввести определенные соединения, а нам удалось это сделать, то сохраняется активность ионов кальция, фтора, фосфат-ионов, что и определяет эффективность геля».

Конечно, ученые живут не в замкнутом пространстве, и омичам было интересно сравнить свой продукт с аналогами на рынке. Тема гелей для реминерализации, то есть укрепления и восстановления эмали, защиты от кариеса сейчас популярна, многие производители средств по уходу за полостью рта уделяют ей внимание. По запросу в интернет-поисковике можно увидеть разные предложения, в топе популярности как минимум семь известных марок: отечественные гели от R.O.C.S. и «Асепта», итальянские — от Biorepair и President Profi Rem, американские — от GC Tooth Mousse и Sherbet Gel, немецкий гель ApaCare Repair. Все они, по сути, являются конкурентами новому продукту из Омска, название которого еще мало кому известно. Но создатели «Гель Эмали», уверены, что эффективность их разработки выше.

«Наши гели, в отличие от представленных на рынке, направлены на использование курсом 14‒18 дней, не надо ими пользоваться каждый день или даже два раза в день в течение года, — поясняет Галина Скрипкина. — Почему именно этот срок? Потому что в течение этого времени, и это доказано многими диссертационными исследованиями, минеральные компоненты наиболее активно встраиваются в кристаллическую решетку эмали». Если использовать гель дольше указанного срока, то вреда не будет, но и эффективность намного ниже, поэтому в этом нет особого смысла.

К тому же курс назначается в зависимости от стоматологического статуса пациента. Ученые ОмГМУ считают, что если у пациента компенсированная форма кариеса, то есть не активный кариес, а несколько кариозных полостей, пломб, то для профилактики достаточно одного курса в год. «И мы гарантируем, что в 85 процентах случаев прироста кариеса не будет», — говорит Скрипкина. Это касается прежде всего детей, на которых разработки ориентированы в первую очередь, так как важно позаботиться о зубах в процессе их формирования. А если у ребенка распространенная активность кариеса, субкомпенсированная, то курс назначается два раза в год. Исследовав гели конкурентов, в ОмГМУ увидели, что их эффективность гораздо слабее: повтор курса требуется уже через месяц для достижения положительного результата. То есть «Гель Эмаль» результативнее аналогов как минимум в шесть раз.

Можно дать и решительный бой

Пока в ОмГМУ воодушевлены тем, что одному из их продуктов дан старт. В то же время ученые убеждены, что если бы в производство отправилась вся запатентованная линейка, то кариес можно было бы победить полностью. Среди их разработок есть уникальная гелевая композиция, которая направлена не на профилактику, а на лечение глубокого кариеса и позволяет справиться даже с осложнением кариозного процесса в виде пульпита. И все это консервативным способом, с сохранением сосудистого нервного пучка, с предоставлением зубу возможности развиваться дальше. Для детей это чрезвычайно актуально, потому что их зубы еще в незрелом состоянии и все усилия стоматолога должны быть направлены на то, чтобы ускорить процесс созревания эмали, дентина и корней зубов, дать всем процессам правильный импульс формирования.

Разобрались омские ученые и с оптимальным содержанием фтора в средствах гигиены полости рта. Дело в том, что сейчас в тренде у мировых производителей вводить в зубные пасты ионы фтора в высоких концентрациях, до 1500 ppm и выше — это рекомендация экспертов Всемирной организации здравоохранения. И такие высокие концентрации присутствуют в средствах гигиены детей буквально с шестилетнего возраста. Кстати, с этой рекомендацией в свое время решил поспорить отечественный производитель бренда R.O.C.S., созданного при участии учетных-стоматологов, и за счет собственных уникальных технологий создал — наряду с фторсодержащими детскими пастами, имеющими своих почитателей, — линейку зубных паст без фтора, но при этом не уступающих первым по эффективности.

Между тем в ОмГМУ доказали, что именно невысокие концентрации, до 500 ppm, способствуют активному транспорту ионов минерализующих компонентов на всю глубину эмали. А при высокой концентрации фтора он соединяется с ионами кальция, образуя на поверхности зуба корочку, то есть границу, которая препятствует проникновению всех других минеральных компонентов как в направлении к зубу, так и обратно. С одной стороны, снижается вымывание ионов минеральных компонентов из слоев эмали, но одновременно это препятствует проникновению ионов кальция и всех остальных ионов внутрь эмали. А эти процессы должны происходить, так как в норме в полости рта необходимо поддерживать равновесие между D-минерализацией и R-минерализацией эмали. В слюне должна формироваться оптимальная среда, пересыщенная ионами кальция, ионами фосфатов и всевозможных соединений ионов фтора. Когда это равновесие сохраняется, все идет нормально, но если сдвигается в сторону D-минерализации, вымывания минеральных компонентов из эмали и зуба, начинает развиваться кариозный процесс.

Среди разработок ученых Омского медуниверситета есть уникальная гелевая композиция, которая направлена не на профилактику, а на лечение глубокого кариеса и позволяет справиться даже с осложнением кариозного процесса в виде пульпита

Как решили вопрос баланса в полости рта процессов D и R-минерализации омские ученые? Путем создания моделирующих гелевых композиций. В их арсенале есть гели под названием «эмаль» и «слюна». Так вот, модель «слюна» направлена на моделирование оптимальной структуры ротовой жидкости, которая и определяет оптимальную структуру эмали после того, как она уже сформировалась. Это своеобразный «рассольчик», определяющий степень просоленности эмали. А модель «эмаль», наоборот, направлена на активное введение всех минеральных компонентов в структуру эмали зуба. «То есть сначала ввели в структуру эмали зуба минеральные компоненты в оптимальном количестве и качестве, потом назначили модель «слюна» и закрепили результат, добились стабилизации кариозного процесса в полости рта, — рассказывает Галина Скрипкина. — И мы уже уверены, что у ребенка в течение полугода точно не будет прироста кариеса — но при условии, конечно, хорошей чистки зубов. Потому что все что угодно мы можем делать, но если ребенок дома не чистит зубы обыкновенной зубной пастой, то, к сожалению, и наши уникальные гели не справятся с этой проблемой».

Гель из холодильника. Но это пока

«Эмаль Гель» надо продавать из холодильника и после приобретения хранить в холодильнике в течение шести-семи месяцев, чтобы он сохранял свою боеспособность. По мнению Галины Скрипкиной, это не минус продукта, а даже плюс: «Я считаю, что на сегодняшний момент это не антиреклама, а наоборот, реклама, потому что многие для себя сделали вывод, что натуральные продукты, которые надо хранить в холоде, полезней продуктов с консервантами». Однако рынок диктует свои условия, поэтому одной из претензий к продуктам ОмГМУ от потенциальных производителей в плане продвижения на рынок было то, что в их составе нет консервантов, а значит, существенно расширить каналы продвижения сложно — надо ориентироваться только на дистрибуторов, готовых соблюдать условия хранения с помощью холодильников.

Ученые все же решили учесть это пожелание — в свою последнюю разработку, которую уже запатентовали, они ввели консерванты, которые позволяют хранить гель вне холодильника до пяти лет. Но теперь им необходимо завершить исследование и выяснить, как сохраняется эффективность гелей после введения консервантов.

Если результаты будут удовлетворительными, Александр Листков в числе первых намерен выпускать и такой продукт. Сегодня же он, являясь региональным производителем и ориентируясь прежде всего на Омскую и соседние области, нашел дистрибуторов, готовых реализовывать «Гель Эмаль» через холодильники, так как на него есть спрос. Однако перспективу дальнейшего развития и продаж он видит шире, желая, чтобы его продукт продавался по всей стране: «Полагаю, что когда и “Гель Эмаль” с консервантом будет зарегистрирован, а ориентировочно это произойдет в первом квартале 2024 года, можно будет существенно расширить географию продаж и каналы продвижения, в том числе через маркетплейсы, чтобы доступ к гелю был у всех желающих». Между тем предприниматель полностью солидарен с разработчиками геля: перед его использованием, несмотря на доступность продукта и возможность его использования в домашних условиях, нужна консультация стоматолога.

В ближайшие месяцы Александр сосредоточится на отработке всех технологических процессов производства, параллельно доукомплектовывая оборудованием свою лабораторию. Кстати, практически все закупленное оборудование, за исключением высокоточных весов, отечественного производства. Из компонентов базы геля большая часть тоже закупается в России, за исключением карбоксиметилцеллюлозы (КМЦ), которая хоть и есть в стране, но не подходит по качеству. «Изначально в ОмГМУ использовали французскую КМЦ, но сейчас цены на нее сильно завышены, до 80 тысяч рублей за 25 килограммов, а мы нашли китайский аналог, не уступающий по качеству, который стоит 15 тысяч за 25 килограммов», — говорит он.

Рекомендованная розничная цена на «Гель Эмаль» с его стороны — в пределах 350 рублей за тюбик объемом 50 мл, при этом отпускная наценка на продукт составляет порядка 20‒30%. «Я хочу, чтобы гель был доступным для людей, и не намерен повышать цену до неадекватных значений», — заверяет предприниматель. Если же говорить о конкурентных предложениях рынка, то, к примеру, гель для реминерализации R.O.C.S. Medical Minerals объемом 35 мл продается за 354 рубля, гель для укрепления эмали от Biorepair — за 1097 рублей, гель для реминерализации от GC Tooth Mousse — за 1351 рублей. То есть «Гель Эмаль» пойдет в фарватере цен отечественных производителей, и это в несколько раз дешевле зарубежных гелей.

Возможно, введение консервантов в разработанную линейку гелей ОмГМУ даст дополнительный импульс для их вывода на рынок, хотя не только это выступает тормозом. «Ранее я пыталась выйти на диалог с крупными производителями зубных паст из Германии, Китая, но в ответ слышала: “Да-да, мы верим, что у вас эффективные гелевые композиции, но слишком много денег требуется для маркетинга, для раскрутки нового бренда, а нам выгодно продавать то, что уже есть, к чему привык потребитель”», — вспоминает Галина Скрипкина и резюмирует, что подобным производителям в целом глубоко наплевать на эффективность кариес-профилактических средств для людей.

Со своей стороны, как предприниматель, Александр Листков видит проблему продвижения интересных продуктов на рынок в другом: «В университетах, научных школах страны есть масса интересных идей и запатентованных разработок, но они не знают, как их внедрить, воплотить в жизнь, потому что заняты научной деятельностью, образовательной, но никак не коммерческой. Но есть множество граждан, которые хотели бы заняться бизнесом, вложить силы и средства в интересный продукт, но не знают, где его найти. Надо просто помочь им увидеть друг друга».

Галина Скрипкина подтвердила, что действительно не все желающие приобрести патент в их вузе или в каком-нибудь другом осведомлены о том, что черпать информацию можно в разделе инновационных проектов. Практики что-либо выставлять на торги у вузов нет, просто с соискателем заключается лицензионный договор на исключительное либо неисключительное право использования патента. «Да, сейчас, когда с рынка ушли многие зарубежные производители и освободились ниши, нам надо больше общаться с отечественным бизнес-сообществом, больше информировать о наших патентах, тем более что все наши кариес-профилактические и лечебные композиции на гелевой основе готовы и испытаны — покупай и внедряй», — резюмирует Галина Скрипкина.