Прежде всего, представители Организации Объединенных Наций обеспокоены продолжающейся эскалацией напряженности в Красном море. Здесь хуситская группировка «Ансар Аллах», протестуя против действий Израиля в Палестине, продолжает обстреливать не только военные, но и гражданские корабли, следующие через пролив Баб-эль-Мандеб, неразрывно связанный с Суэцким каналом и имеющий важное стратегическое значение для мирового судоходства, являясь частью кратчайшего водного пути из Азии в Европу.
В этом регионе за последнюю неделю произошел как минимум десяток нападений хуситов. В частности, по данным Associated Press, в конце прошлой недели был атакован контейнеровоз KOI, который предположительно двигался в один из портов Израиля. По сообщению Al Arabia, это судно ходит под либерийским флагом, но принадлежит британской компании Oceonix Services. Согласно некоторым данным, на корабле произошел взрыв, но серьезных повреждений судна удалось избежать. Ранее в Красном море в результате обстрела загорелся принадлежащий международной трейдерской корпорации Trafigura танкер Marlin Luanda, который шел под флагом Маршалловых островов из Греции в Сингапур. На судне возник пожар, но его тоже потушили без серьезного ущерба для корабля.
Маршрут через Красное море имеет критическое значение и для российской торговли нефтепродуктами: по нему следуют грузы из российских портов в Индию и Китай, которые сейчас являются основными потребителями нефти из нашей страны. Серьезных атак на танкеры с российской нефтью пока не зафиксировано, поскольку они активно используют радиосигналы автоматических систем идентификации, которые передают данные о том, что не связаны с Израилем и их союзниками. Однако в любом случае ставки фрахта, страховые выплаты, оплата труда экипажей таких судов растут в связи с более высокими рисками.
В UNCTAD подчеркивают, что атаки хуситов больно бьют по всей мировой торговле: обычно через Красное море в год проходит более миллиарда тонн грузов. Вооруженный конфликт заставляет пускать суда из Азии в Европу в обход Африки, что кардинально увеличивает срок, а также цену доставки. По оценкам UNCTAD, сейчас еженедельный транзит контейнеровозов через Суэцкий канал упал почти на 70% по сравнению с прошлым годом, существенное сокращение наблюдается в транзите танкеров и газовозов. А средние спотовые ставки на контейнерные перевозки в последние недели взлетели в разы. Например, тарифы на доставку контейнерных грузов из Шанхая в Европу выросли на 256%, то есть более чем в три раза. UNCTAD констатирует: из-за проблем с судоходством в Красном море уже наблюдаются сбои производств в разных странах, а кроме того, растут цены на товары повседневного спроса.
Ситуация в мировой торговле усугубляется еще и небывалой засухой в Панамском канале, через который, по оценкам, в год обычно проходит порядка полумиллиарда тонн грузов. Проблема вызвана пересыханием озера Гатун, питающего эту артерию судоходства, а также явлением Эль-Ниньо — потеплением, связанным с колебанием температуры поверхностного слоя воды в Тихом океане. По данным UNCTAD, за последние недели транзит по Панамскому каналу сократился в среднем на 36% по сравнению с прошлым годом.