«За половину от объективной стоимости» — так прокомментировал сделку генеральный директор компании Кирилл Липа в интервью РИА «Новости».
Акции выкупили ее российские акционеры: сам Кирилл Липа, а также Искандар Махмудов, Дмитрий Комиссаров и Андрей Бокарев. Пакет Alstom был распределен между ними равномерно, рассказал глава ТМХ.
Alstom — один из мировых лидеров в производстве железнодорожного транспорта, в том числе высокоскоростных поездов, первым в мире запустивший в коммерческую эксплуатацию поезд на водородных топливных элементах.
Ранее, 24 января, Alstom в своем отчете за 2023 год сообщил, что выход из компании «Трансмашхолдинг» состоялся в начале года. Из этого сообщения следует, что решение о продаже было принято 30 сентября прошлого года. Сделка прошла по цене 75 млн евро. При этом сказано, что продажа пакета приведет к неденежному убытку в размере около 127 млн евро, поскольку акции были оценены и учитывались в капитале компании в 202 млн евро.
Сотрудничество ТМХ и Alstom началось в 2007 году. Тогда, правда, российская компания рассматривала в качестве партнера еще и канадскую Bombardier. Но тем не менее в 2009 году ТМХ и Alstom подписали соглашение о стратегическом партнерстве, которое предполагало, что французская компания будет поддерживать модернизацию заводов, входящих в состав российской компании-партнера, и разрабатывать новое поколение железнодорожной техники. Для разработки новой техники предполагалось создать на паритетных началах совместную компанию. При этом была достигнута договоренность о том, что Alstom купит блокирующий пакет ТМХ — 25% плюс одну акцию.
Отметим, что на момент создания в 2010 году совместного предприятия «Уральские локомотивы», где партнерами выступили немецкая Siemens и группа «Синара» (еще один отечественный производитель железнодорожной техники), российская компания получила контрольную долю в 51%. В капитал самой группы «Синара» Siemens не входил. Самый известный продукт «Уральских локомотивов» — электропоезд «Ласточка». Сейчас его импортозамещенная версия получила новое название — «Финист».
В марте 2011 года Alstom стал владельцем блокирующего пакета акций ТМХ, и два представителя французской компании вошли в совет директоров российской. В 2015 году Alstom увеличил свое участие в Трансмашхолдинге до 33%, однако через пять лет, в 2018-м, после объединения активов ТМХ и компании по ремонту локомотивов «Локотех-Сервис», доля французского концерна уменьшилась до 20%.
После подписания соглашения о стратегическом партнерстве в рамках созданной инжиниринговой компании «Технологии рельсового транспорта» партнеры приступили к разработке принципиально нового электропоезда ЭД10, двухсистемного пассажирского электровоза ЭП20 и магистрального грузового электровоза переменного тока 2ЭС5.
Опытный образец ЭД10, развивающий скорость до 160 км в час, должен был появиться уже в 2012 году, однако этого не произошло. Сегодня наиболее известный электропоезд от Трансмашхолдинга — «Иволга», его первая модификация была представлена публике в 2016 году. И этот поезд создан без участия Alstom.
В 2011 году был подписан контракт с РЖД на поставку 200 грузовых локомотивов 2ЭС5. Однако в 2017 году в эксплуатации у РЖД было только пять таких машин, а Трансмашхолдинг в 2018 году представил импортозамещенную модификацию такого локомотива — 2ЭС5С, которую выпускают на Новочеркасском заводе. Этот магистральный грузовой электровоз пятого поколения предназначен для вождения поездов повышенной массы и в основном работает на напряженных участках Восточного полигона.
Что касается пассажирских локомотивов ЭП20, то по ним также был подписан контракт с РЖД на поставку 200 единиц под Олимпиаду-2014. «Этот локомотив закупали, чтобы водить двухэтажные поезда из Санкт-Петербурга в Адлер. Поскольку они тяжелые и там пересеченная местность, нужен был очень мощный электровоз, — рассказывал ранее Кирилл Липа. — РЖД купили 50 с лишним ЭП20 и постепенно начали сбавлять темпы закупки, так как, по всей видимости, нет потребности в этих электровозах». Сейчас их выпуск остановлен: после того как весной 2022 года Alstom заявил о прекращении сотрудничества с российским партнером, прекратились и поставки важных комплектующих для ЭП20. Как ранее рассказывал Кирилл Липа, на этом локомотиве использовалась тяговая система от Alstom. Нет поставок — нет и продукта. По словам генерального директора ТМХ, сейчас компания разрабатывает новый локомотив для пассажирских поездов — ЭП40. Он может быть поставлен на сеть РЖД в 2025 году, пилотные экземпляры уже эксплуатируются.
В общем-то, уход Alstom не стал трагедией для Трансмашхолдинга. Компания продолжает работать, выручка по итогам 2023 года выросла относительно 2022-го почти на 30% и составила более 400 млрд рублей.
Другое дело, что головным производителем высокоскоростного поезда, развивающего скорость до 400 км в час и предназначенного для первой в России высокоскоростной магистрали (ВСМ), будет группа «Синара». Это позволяет предположить, что, по крайней мере в деле строительства поездов для ВСМ, «Синара» сумела получить больше компетенций от своего зарубежного партнера — компании Siemens, также покинувшей Россию.