«Тест на любовь»: женитьба времен пандемии

Вячеслав Суриков
редактор отдела культура «Монокль»
18 марта 2024, 00:00
№12

В МТМ — премьера мюзикла «Тест на любовь». Музыку написал Артем Пысь, постановщик — Марина Швыдкая

ПРЕСС-СЛУЖБА МТМ
Художественный руководитель Театра мюзикла — Михаил Швыдкой, генеральный продюсер — Давид Смелянский, генеральный директор — Александр Новиков

Мюзикл «Тест на любовь» возвращает зрителей во времена пандемии, когда перед людьми вне зависимости от страны проживания стали возникать непредвиденные препятствия. Им оказались труднодоступны не только международные перелеты, но и встречи друг с другом, даже если живут поблизости. Обстоятельства жизни людей в то время, так внезапно закончившееся в 2022 году, и трагические, и абсурдные, не так часто становятся объектом вдохновения для драматургов и сценаристов. Их можно понять: пандемия оказалась всего лишь прелюдией к другому периоду в истории планеты, требующему куда более интенсивного осмысления. Пьеса Елены Киселевой со стихами Алексея Кортнева, которая легла в основу мюзикла «Тест на любовь», — исключение в этом ряду. Она напоминает нам о том, что иногда трудности могут быть надуманными и, чтобы их преодолеть, достаточно находчивости и решительности.

«Тест на любовь» — мюзикл с привычным романтическим сюжетом: мужчина и женщина двигаются навстречу друг другу, но на их пути то и дело возникают преграды, которые они успешно преодолевают. Но его герои необычные

Завязка сюжета такова: мужчина и женщина в масках знакомятся в ночном клубе. Судьба подталкивает их друг к другу. Вскоре выясняется, что под маской в обоих случаях скрывается располагающая внешность. Мужчина вызывается проводить женщину домой. Та на следующее утро должна улететь в Аргентину на соревнования по стрижке собак. Она грумер. Мужчина, он по роду занятий коуч, вызывается ее проводить. Перед расставанием он спрашивает у нее номер телефона, но не записывает его, а запоминает, а наутро спит беспробудным сном, и номер по пробуждении забывает. В памяти остается только имя и адрес. Но чтобы беспрепятственно передвигаться по городу, а тем более найти нужного ему человека, коучу приходится переквалифицироваться в курьера. Женщина не попадает в Аргентину, но не ведет себя пассивно и тоже становится курьером, только на добровольных началах. Это еще больше затрудняет коучу ее поиск.

«Тест на любовь» — мюзикл с привычным романтическим сюжетом: мужчина и женщина двигаются навстречу друг другу, но на их пути то и дело возникают преграды, которые они успешно преодолевают. Но его герои необычные. В нем обретают голос стюардессы, курьеры и инопланетяне. В качестве главного «злодея» выступает энтузиаст общественной деятельности пенсионер Кошкин — эту роль поочередно исполняют Ефим Шифрин и Максим Заусалин. Фамилия этого персонажа позволяет именовать место обитания основных героев мюзикла Кошкиным домом — с аллюзией на стихотворение Самуила Маршака. Дом еще один персонаж мюзикла. Сам Кошкин являет собой подобие Серафима Огурцова из «Карнавальной ночи», который тоже отвечал за дом — дом культуры, где и происходит действие фильма Эльдара Рязанова. Кошкин, как и Огурцов, глуп. Его глупости посвящен целый музыкальный номер, в котором рассказывается история похищения Кошкина инопланетянами, и это, надо признать, необычный сюжетный ход. Инопланетяне — редкие гости не только в отечественных мюзиклах, но и в мировых.

Создатели мюзикла «Тест на любовь» предприняли рискованный ход. Они не только обратились к историческому периоду, который многие пытаются вытеснить из своей памяти, но и вывели на сцену персонажей, коими населен современный мир. И несмотря на то, что их образы выписаны в соответствии с со всеми условностями общепринятой драматургии, они остаются узнаваемыми. Большинство из них стремятся, как и полагается героям мюзикла, оказаться в объятиях друг друга. В финале они образуют четыре влюбленные пары. Даже Кошкин, и тот оказывается небезнадежен как партнер для серьезных отношений. И он обретает свою судьбу. Философия пьесы Елены Киселевой — любите друг друга, «потому что любовь — это чудо».

Артем Пысь написал для спектакля обаятельную музыку. Не исключено, что ей удастся преодолеть предубеждения зрителей, связанные с пандемией, и переписать их воспоминания об этом отрезке исторического времени так, чтобы он помнился как период, когда было много поводов для любви.