Череда кризисов правительства Нетаньяху

27 мая 2024, 00:00
№22

Военная операция ЦАХАЛ в секторе Газа, которая продолжается восьмой месяц, так и не привела к обещанному правительством Израиля уничтожению ХАМАС. При этом начало нарастать международное давление на Израиль и параллельно обострился внутриполитический кризис: правительство Биньямина Нетаньяху вновь оказалось на грани распада.

EPA/MICHAEL REYNOLDS
Бени Ганц может занять место Нетаньяху
Читайте Monocle.ru в

Главный прокурор Международного уголовного суда (МУС) в Гааге Карим Хан сообщил о запросе на получение ордеров на арест Нетаньяху и министра обороны Израиля Йоава Галланта по обвинению в использовании «истребления и голода как метода ведения войны, в том числе в отказе в поставках гуманитарной помощи и умышленном нападении на гражданское население». Кроме того, главный прокурор МУС затребовал ордера на командира «Бригад аль-Кассама» ХАМАС Мохаммеда Диаба Ибрагима аль-Масри и политического главу группировки Исмаила Хании по обвинению в убийствах, захвате заложников и сексуальном насилии в заключении.

Нетаньяху построил свою защиту на том, что нельзя ставить на одну ступень ХАМАС и демократическое руководство Израиля, и назвал это примером антисемитизма. США, отбросив свои прежние попытки выглядеть посредником в военном конфликте в Израиле, устами главы Госдепа Энтони Блинкена и конгрессменов пригрозили МУС санкциями.

А глава европейской дипломатии Жозеп Боррель призвал Израиль и «некоторые европейские страны» не запугивать судей МУС, хотя сильнее всего запугивали их американцы. Очевидно, когда-то США так напугали Борреля, что теперь он боится попросить американских политиков не запугивать МУС. «Не может быть, чтобы мы только аплодировали решениям судей, когда они в нашу пользу», — сказал Боррель, видимо вспоминая, как ликовали на Западе, когда МУС выдал ордер на арест президента РФ Владимира Путина.

Франция и Бельгия поддержали ходатайство прокурора МУС об аресте Нетаньяху и Галланта, а Испания пообещала арестовать израильских политиков в случае выдачи ордеров.

Затем Израиль получил новый политический удар от Испании, Ирландии и Норвегии:  они объявили о скоординированном признании Палестины как государства с 28 мая этого года на основе границ, существовавших до 1967 года. Тель-Авив в знак протеста отозвал своих послов из этих стран. Израиль не может пойти на создание независимого палестинского государства, потому что придется сносить израильские поселения на Западном берегу реки Иордан (незаконные с точки зрения международного права) и силой выдворять оттуда израильских поселенцев. А это может привести к гражданской войне внутри Израиля: как минимум половина израильтян считает захваченные земли своими.

И наконец, Международный суд ООН в Гааге (не путать с МУС) постановил прекратить военную операцию в Рафахе и обеспечить сохранность любых доказательств предполагаемого геноцида в секторе Газа.

Практически одновременно с началом череды этих внешнеполитических неприятностей министр без портфеля израильского военного кабинета Бени Ганц выдвинул Биньямину Нетаньяху ультиматум. Он потребовал до 8 июня разработать план достижения ряда целей: освобождения заложников, свержения правительства ХАМАС, демилитаризации сектора Газа, установления контроля над анклавом и создания в нем гражданской администрации совместно с США, Европой и арабскими странами. «Если вы выберете путь фанатиков и поведете всю нацию к пропасти — мы будем вынуждены покинуть правительство. Мы обратимся к народу и сформируем правительство, которое завоюет доверие народа», — заявил Бени Ганц.

Этот ультиматум перекликается с внешнеполитической позицией США, озвученной Блинкеном, который потребовал от Израиля плана завершения войны, указывая, что ХАМАС возвращается в раннее разбомбленные районы, то есть намекнул на бесперспективность политики Нетаньяху.

Бывший начальник генштаба армии обороны Израиля Бени Ганц уже давно заявил о своих политических амбициях. В 2018 году бывший военный не просто пришел в политику — он организовал собственную партию «Хосен ле-Исраэль», во главе которой баллотировался в кнессет. Это свидетельствовало об амбициях Бени Ганца занять пост главы правительства Израиля. За прошедшие шесть лет он успел побывать в должности руководителя парламента, министра юстиции, заместителя премьер-министра и министра обороны Израиля. Что касается политической программы Бени Ганца, то она построена по принципу «за все хорошее против всего плохого». Он выступал за мирное урегулирования конфликта с арабами, но с сохранением еврейских поселений на Западном берегу реки Иордан, израильского контроля над Иерусалимом и Голанскими высотами, что, наверное, невозможно.

Для США замена Биньямина Нетаньяху на Бени Ганца стало бы выходом из ближневосточного тупика. Сегодня Белый дом в преддверии президентских выборов вынужден лавировать между необходимостью поддерживать Израиль и желанием не отпугнуть от себя левых сторонников Демократической партии, настроенных пропалестински. Если правительство Нетаньяху уйдет в отставку, на него ляжет весь негатив бомбардировок сектора Газа, приведших к гибели 35 тыс. его жителей, и политический тупик, вызванный невозможностью уничтожить ХАМАС. Вряд ли новое правительство Израиля отыщет выход из этого тупика, но на время его поиска, которое должно совпасть с президентскими выборами в США, избавит Белый дом от негативного имиджа пособников убийства палестинцев.

А перед Нетаньяху сегодня стоит прямо противоположная задача — любой ценой продержаться у власти до ноября. Если Дональд Трамп вернется в Белый дом, правительству Нетаньяху будут гарантированы неограниченные объемы военной, финансовой и политической поддержки со стороны США.