Браззеину открыли путь на рынок

Александр Лабыкин
обозреватель «Монокль»
10 июня 2024, 00:00
№24

Сертифицировав сладкий белок браззеин как альтернативный сахару пищевой ингредиент, компания «Эфко» планирует уже в следующем году масштабировать его производство

предоставлено компанией «Эфко»
Кондитеры уже заинтересовались представленными «Эфко» на ПМЭФ конфетами с белком браззеином вместо сахара

На Петербургском международном экономическом форуме группа компаний «Эфко» (производитель продуктов питания, лидер масличной отрасли) впервые презентовала конфеты, сделанные с добавлением вместо сахара сладкого белка — браззеина. Технологию его получения биотехнологическим способом компания осваивала полтора года. Этот белок в 3000 раз слаще сахара и не повышает уровень глюкозы в крови, а значит, сладости из него не нанесут вреда людям с диабетом и рядом других заболеваний.

Там же, на ПМЭФ, на сессии Deep Food Tech представители «Эфко» официально объявили о завершении сертификации новой добавки на территории Евразийского экономического союза. Поскольку безопасность вещества подтверждена, его теперь можно использовать в производстве продуктов в России, Беларуси, Казахстане, Киргизии и Армении. «Эфко» — первая в мире компания, которой удалось сертифицировать браззеин — белок растительного происхождения, изначально полученный из африканского кустарника пентадипландры путем ферментации дрожжей. В начале года компания также прошла аналогичную процедуру в ОАЭ.

«В области сладких белков Россия становится одним из лидеров именно с точки зрения внедрения продукта, — говорит генеральный директор ГК “Эфко” Евгений Ляшенко. — Теперь, когда все необходимые документы имеются, мы готовы приступить к созданию производства сладкого белка в промышленных масштабах».

По его словам, на разработку технологии получения браззеина и изучение его влияния на организм компания потратила 1,3 млрд рублей. В этом году начнется проектирование завода инвестиционной емкостью 10 млрд рублей, а на следующий год намечен его запуск. Предполагается, что мощность предприятия превысит 60 тонн продукта в год в виде порошков и таблеток, что в пересчете на вещество соответствует 120 тыс. тонн сахара. «Сначала мы займем два процента рынка сахаров, затем примерно пять процентов», — полон оптимизма Евгений Ляшенко. Он уверен в успехе, поскольку браззеин станет отличной альтернативой для тех, кому противопоказан сахар, в первую очередь для людей с ожирением, диабетом, заболеваниями сосудов и подобными проблемами.

По данным ВОЗ, если в 2021 году диабетом в мире болели 529 млн человек, то к 2050 году число таких пациентов возрастет почти до 1,5 млрд. В России с сахарным диабетом официально живут около 5 млн граждан, еще столько же, по оценкам, имеют преддиабетное состояние. В Минздраве считают, что на самом деле проблемы с инсулином есть у каждого 15-го россиянина, то есть у 10,5 млн человек. Больным диабетом второго типа категорически запрещен не только сахар, но и его заменители: они также являются углеводами и вызывают всплеск инсулина в крови.

Сладкие белки как альтернативу сахару открыли сравнительно недавно: с 1969 по 1994 год в составе некоторых растений и грибов были обнаружены монеллин, тауматин, пентадин, мабинлин, куркулин, миракулин и браззеин. «В мире всего десяток-полтора компаний, которые занимаются производством и разработкой сладкого белка лабораторным методом, — говорит Ростислав Ковалевский, директор по инновациям ГК “Эфко”. —Это небольшие стартапы в Америке, Германии, Индии, Израиле и Италии. Но сертифицировать такую добавку для промышленного производства на Западе очень трудно, потому что там сильно сахарное лобби. Государствам невыгодно популяризировать новый заменитель даже среди больных диабетом. А вот в ОАЭ и странах ЕАЭС нам удалось пройти этот путь всего за полтора-два года: здесь у властей есть заинтересованность в здоровом образе жизни населения. Поэтому мы верим в рыночные перспективы браззеина».

ЭФКО — первая в мире компания, которой удалось сертифицировать получаемый путем ферментации дрожжей браззеин — сладкий белок изначально растительного происхождения (от африканского плодового дерева пентадипландра)

На ПМЭФ производители напитков и кондитеры проявили большой интерес к первой презентованной конфете со сладким белком. По словам исполнительного директора ГК «Эфко» Сергея Иванова, компания «Объединенные кондитеры» «невероятно воодушевлена идеей применения браззеина» и пытается включиться в процесс разработки технологии его внесения в продукт (вещество выдерживает нагревание до 80 градусов, поэтому его надо вносить особым способом на финальном этапе производства). «Конфеты, разработанные нашими технологами, — это пилотный образец, — рассказывает Сергей Иванов. — Всем предприятиям, которые хотят внести свой вклад в победу над диабетом и готовы внедрять сладкие белки в рецептуры, мы обеспечим полную технологическую поддержку».

Директор по маркетингу «ИДС Боржоми» Анна Федоринова, впрочем, отмечает, что выйти на рынок с браззеином «Эфко» будет непросто: «Смена пищевых привычек потребителей — длительный эволюционный процесс, люди долго остаются инертными. Альтернативное сахару и сахарозаменителям решение достойно того, чтобы предложить его и нашим покупателям, но пока в экспериментальном варианте — для подслащивания линейки функциональных напитков».

Евгений Ляшенко признает, что трудностей для масштабного применения браззеина еще немало. «Сахар — это не только сладость. Это еще и консервант, и структурообразователь, и наполнитель — свойства, которых нет у сладкого белка. Мы сейчас разрабатываем рецептуры для разного вида продукции (пока это только конфеты, мороженое, печенье и напитки) с браззеином, ищем, чем можно компенсировать недостающие свойства сахара. Некоторые наши партнеры — производители продуктов уже готовы перестроить часть линий под особую технологию внесения новой добавки».

Разрабатывает «Эфко» рецептуры с помощью ученых. Они же помогали компании создать технологию получения браззеина и монеллина из дрожжей и исследовать их влияние на организм. Для этого компания несколько лет назад собрала научный совет из специалистов Федерального научно-клинического центра физико-химической медицины (ФНКЦ ФХМ) им. Ю. М. Лопухина, НИИ физико-химической биологии им. А. Н. Белозерского, МГМСУ им. А. И. Евдокимова и НПЦ «Фармбиомед». Клинические испытания на грызунах длились более года. «Мы анализировали состояние всех органов и систем, включая жидкости, проводили поведенческие тесты, — рассказывает директор ФНКЦ ФХМ Мария Лагарькова. — Никаких изменений в функционировании органов и молекулярном составе клеток не обнаружено даже при высоких дозах сладких белков, нетоксичность браззеина и монеллина подтверждены официально. Нет аллергических реакций, хромосомных и генетических изменений. Ну а инсулиновый ответ не предполагался изначально, поскольку белок — это не глюкоза».

Сейчас завершаются исследования на людях, в ходе которых, по словам Евгения Ляшенко, уже подтверждается безопасность браззеина, а также «его позитивное влияние на организм» (отсутствие признаков ожирения).

«Мы несколько лет назад создали инновационное направление, и нас все время спрашивают: зачем вам тратиться на создание каких-то специальных жиров, новых ферментов, зачем создавать мясо из растительного белка и сладкие белки, — делится Евгений Ляшенко. — Потребительские вкусы и настроения эволюционируют. И мы видим, что все движется к более осознанному выбору питания — в сторону функциональных и безвредных продуктов. Мы стремимся быть в тренде позитивных и прогрессивных изменений».