Десять направлений стратегического развития подробно изложил президент Владимир Путин в ходе пленарного заседания XXVII Петербургского международного экономического форума. Много внимания глава государства уделил и геополитическим вопросам, в частности трансформации сложившейся в последние века мировой неоколониальной системы, но в этом материале мы сосредоточимся только на вопросах российской экономики.
Фокус на инвестиции
Выступление на ПМЭФ в этом году стало логичным продолжением и развитием послания Федеральному собранию. Тогда, 29 февраля 2024 года, говоря об экономике, президент акцентировал внимание на необходимости расширять импортозамещение и внутреннее производство, для чего необходимо поддерживать высокий уровень инвестиций в основной капитал (подробнее см. статью «Вдохновляющие будни “разорванной в клочья” экономики России», «Монокль» № 10 за 2024 год).
В этот раз Владимир Путин подробно перечислил конкретные инструменты, с помощью которых планируется достигнуть главной (насколько можно было заключить из его масштабного доклада) цели — увеличить инвестиции в основной капитал на 60% к 2030 году (по сравнению с 2020-м). «Наша страна может и будет производить больше», — уверен лидер.
Напомним, недавно перед правительством ставили другую цель — вывести российскую экономику к 2030 году на четвертое место в мире, если считать по паритету покупательной способности. Но накануне ПМЭФ Всемирный банк обнародовал новые оценки, согласно которым Россия обогнала Японию и заняла четвертое место еще в 2021 году, сохранив свою позицию и позже. «Дело не в формальном выходе на четвертое место, — прокомментировал новость Владимир Путин на пленарном заседании. — Разница между Россией, Германией, Японией небольшая, лидерство надо постоянно подтверждать. Нужны стабильно высокие темпы и качество роста на долгосрочную перспективу».
Стимулирование инвестиций и развития будет идти по всем фронтам. На федеральном уровне это федеральный инвестиционный налоговый вычет (ФИНВ); доработка таксономии проектов технологического суверенитета и структурной адаптации экономики, которые имеют право на упрощенное банковское кредитование; увеличение до 600 млрд рублей лимитов Фабрики проектного финансирования ВЭБ.РФ.
На региональном — списание двух третей бюджетных кредитов, чтобы высвободившиеся средства субъекты федерации могли направить на строительство инфраструктуры, организацию ТОСЭР и индустриальных парков, переселение из аварийного жилья; донастройка регионального инвестиционного налогового вычета и выделение на него дополнительных ресурсов.
На уровне рынков капитала — компенсация затрат на IPO для малых технологических компаний и донастройка программы долгосрочных сбережений (подробнее о ней см. статью «От “физиков” опять ждут длинных денег», «Монокль» № 11 за 2024 год). Владимир Путин предложил увеличить срок господдержки с трех до десяти лет, а также дополнить программу стимулами для бизнеса, чтобы тот тоже мог софинансировать будущие пенсионные накопления. Кроме того, ожидается появление нового инструмента — безотзывного сертификата, позволяющего вкладывать деньги в банки на срок свыше трех лет и под более высокий процент. Обращаясь к главам Сбера и ВТБ, президент добавил: «Не хотелось бы, чтобы вы… как пылесос, высасывали все [деньги] из других банков» — и пообещал об этом «поговорить после».
На уровне повышения доходов граждан были заявлены две важнейшие меры. Во-первых, принципиальное изменение расчета минимального размера оплаты труда: теперь МРОТ будет составлять определенный процент от медианной (самой распространенной в стране) зарплаты, так что с 2025 года он превысит 22 тыс. рублей, а к 2030 году дойдет до 35 тыс. Во-вторых, возвращение к индексации пенсий работающим пенсионерам: как отметил глава государства, теперь ресурсы для этого есть.
Многие меры только планируется уточнить: например, вместе с налоговыми новациями будут определены и параметры ФИНВ. Вскоре появится информация и об обещанном президентом региональном инвестиционном стандарте: он должен ввести единые принципы привлечения инвестиций по всей стране, создав, как выразился Владимир Путин, единую инвестиционную экосистему. До сих пор в фокус внимания не попадал и Фонд фондов перспективных промышленных и инфраструктурных технологий, с помощью которого государство собирается разделить риски частных инвесторов. Этот фонд был создан еще в 2021 году и должен был действовать на принципах государственно-частного партнерства в форме инвестиционного товарищества. Что до таксономии, то, выступая днем раньше, глава Банка России Эльвира Набиуллина признала, что пока эта инициатива «не полетела», но причины уже понятны, и таксономия будет дорабатываться.
Итогом масштабного инвестиционного натиска должно стать снижение доли импорта в ВВП до 17% к 2030 году — это еще одна цель из послания. Похожую цифру журнал «Эксперт» называл как целевую два года назад: по нашим тогдашним подсчетам, нормальной целью можно считать сокращение импорта до 15%, что дало бы дополнительно 2,5% ежегодного прироста ВВП (подробнее см. статью «Почему мы бедны», «Эксперт» № 3 за 2022 год).
Третья столица?
Президент затронул тему развития транспорта и цифровых технологий (пообещав IT-компаниям налог на прибыль в размере 5% и новый нацпроект «Экономика данных»), а также необходимость масштабной трансформации профессионального и высшего образования. Главная цель — войти в ближайшие годы в топ-25 стран по плотности роботизации. Для этого нам нужно 100 тыс. роботов, причем, как подчеркнул глава государства, изготовленных в стране и на отечественной технической базе.
Неожиданным стало заявление Путина о том, что головным структурам крупнейших компаний следует переместиться в регионы — в качестве примера он назвал «Русгидро», которая перенесла штаб-квартиру в Красноярск. Как признался президент позже в ходе пленарного заседания, этот переезд был одним из условий назначения Виктора Хмарина, который стал главой «Русгидро» в 2020 году.
Модератор Сергей Караганов пошел дальше и предложил основать третью столицу в Сибири. «Туда будет переезжать молодежь, будет обновляться элита. Можно перевести несколько министерств», — заметил ведущий. Владимир Путин ответил обтекаемо, признав, что времена сейчас другие, нежели при Петре I и Столыпине, и административными мерами добиться нужных результатов не получится: сегодня людей надо заинтересовывать. Но глава государства также подчеркнул, что если во времена Петра I центром развития была Европа, то теперь центр смещается в Азию и надо быть ближе к нему. «Россия будет прирастать не только Сибирью, но и Арктикой», — развил мысль президент.
Что с приоритетами
За день до выступления Владимира Путина состоялась сессия «Российская экономика: как обеспечить достижение национальных целей», на которой выступили ключевые руководители финансово-экономического блока. Некоторые детали подхода к стимулированию инвестиций раскрыл министр экономического развития Максим Решетников. В качестве задачи на ближайшие шесть лет он назвал выстраивание системы управления технологическим развитием и поддержку инвестиций в условиях высоких процентных ставок, налоговых изменений и давления тарифов естественных монополий. В словах чиновника отразились основные вызовы, с которыми правительству придется справляться, стремясь достичь заявленных 60% прироста инвестиций в основной капитал.
В самом деле, денежно-кредитная политика остается жесткой, даже сверхжесткой; вместе с тем повышение МРОТ, программа льготной семейной ипотеки под 6% на строительство дома (еще одна новация), индексация пенсий работающим — все это факторы проинфляционные. А значит, ДКП будет входить в клинч с необходимостью увеличения инвестиций.
Задача правительства в этих условиях — перенаправить вложения. «Нам нужно четко понимать, куда идет кредитование, — сказал Максим Решетников. — Потому что сейчас у нас финансирование бюджетного дефицита, ипотека, в том числе и льготная, которую мы сильно разогнали, предприятия, которые берут кредиты под госпрограммы и которые не очень чувствительны к процентной ставке, инфраструктурные монополии, которые выходят в расчете на то, что они весь рост процентных платежей потом переложат нам в тарифы, — это отложенные проблемы. И в результате на ту часть, которая касается инвестиций в экономику предложения, на то, что нам надо, остается, мягко говоря, не так много». Надо настраивать систему льготных программ, добавил министр экономического развития. При обсуждении налогов чиновник также заявил: «Нам придется таргетировать инвестиции, придется выделять приоритеты. Объем и глубина инвестиционного налогового вычета не будут автоматическими, и под них придется определять параметры… В любом случае вся поддержка должна быть приоритизирована на каком-то конкретном наборе отраслей».
Тут кроется еще одна важная дилемма для правительства: поддержка приоритетных отраслей через разного рода льготные программы кажется логичной. Но это путь к усложнению системы перераспределения капитала в экономике и к перекосам — об этом предупредила Эльвира Набиуллина. «Очень важно в настройке налога на прибыль сделать его таким, чтобы он стимулировал не только тех, кто инвестирует из своей прибыли, но и тех, кто инвестирует, привлекая деньги на рынках капитала, — отметила глава ЦБ. — Сейчас льготы, субсидии привязаны к кредитам: взяла компания бюджетный кредит — получила льготу. А если она привлекла [деньги] с рынка капитала, она эту льготу не получает. И мы идем по пути увеличения долговой нагрузки компаний». В период высоких ставок очень много желающих для отдельных отраслей с помощью госсубсидий уменьшить влияние этих высоких ставок, справедливо отметила руководитель Центробанка. Поэтому объемы льготных программ нужно сокращать и строго приоритизировать — тогда займы станут доступнее для всех остальных. «На мой взгляд, конечно, нужно поддерживать кредит по широкому кругу отраслей», — резюмировала Эльвира Набиуллина.