По картелям ударят цифрой

Алексей Грамматчиков
обозреватель «Монокль»
10 июня 2024, 00:00
№24

Новая цифровая платформа «Антикартель» с технологиями искусственного интеллекта будет бороться с картельными сговорами и недобросовестной конкуренцией на российском розничном рынке. Эта проблема, в частности, актуальна для рынка бытовой электроники, где недавно была раскрыт крупный картель, занимавшейся завышением цен на беспроводные наушники

СТАНИСЛАВ КРАСИЛЬНИКОВ/ТАСС
ФАС еще три года назад объявила о создании цифровой системы «Антикартель»; новый же законопроект признан отрегулировать нормативную базу ее применения
Читайте Monocle.ru в

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) разработала законопроект, регулирующий работу новой цифровой платформы «Антикартель», которая с применением технологий искусственного интеллекта может отслеживать факты сговора и недобросовестной конкуренции на рынке. Общественное обсуждение этого законопроекта совпало с делом об обнаружении ФАС крупного картельного сговора по увеличению цен на беспроводные наушники на российских маркетплейсах.

Грязные приемы

Картельный сговор по увеличению цен на беспроводные наушники на маркетплейсах действовал четыре месяца, с октября 2023 года по февраль 2024-го. Недобросовестные продавцы «с помощью чата в мессенджере координировали свою деятельностью с целью поддержания цен и борьбы с конкурентами», — говорится в официальном сообщении ФАС.

Следователи Антимонопольной службы выяснили, что участники картеля синхронно поднимали цены и контролировали соблюдение договоренностей, а если кто-то не соглашался завышать цены, на строптивых поставщиков оказывалось давление. Например, против них распространялись фейковые негативные отзывы и искусственно занижался их рейтинг. Или вот еще грязный прием: участники картеля через подставных лиц делали заказ на товар отказавшегося от участия в сговоре предпринимателя, оформляли доставку в пункты выдачи в удаленных регионах, после чего партию никто не забирал. По истечении определенного срока товар возвращался продавцу, который в итоге терпел убытки.

Названия компаний, входивших в картель, пока не разглашаются, не говорится и о том, на каких именно маркетплейсах наблюдались эти нарушения. ФАС сообщает, что возбуждено дело. В случае окончательного установления вины нарушителям грозит наказание в виде оборотных штрафов: согласно закону «О защите конкуренции», они могут достигать 15% от годовой выручки компании.

Уши да услышат

Рост цен в последнее время стал больной темой для всего российского потребительского рынка, в том числе рынка бытовой техники и электроники. По оценкам CNews, из-за логистических сбоев, роста ключевой ставки ЦБ и других негативных факторов за 2023 год цены на потребительскую электронику выросли во всех сегментах на 10‒15%. А весной текущего года произошел дополнительный подъем цен, который связан с новыми таможенными правилам импорта такого товара.

Напомним, что с 1 апреля 2024 года порог беспошлинного ввоза в Россию товаров для личного пользования был снижен с 1000 до 200 евро. Новые правила ударили в том числе по ввозу бытовой электроники. Во-первых, основной ее объем импортируется, а во-вторых, многие ее виды, прежде всего смартфоны, стоят больше 200 евро. Таким образом, покупателям сейчас приходится добавлять к прежней цене еще 15% в виде дополнительной таможенной пошлины.

Наушники относятся к одному из самых быстрорастущих сегментов бытовой электроники. По данным компании МТС, по итогам 2023 года в России было продано 30,6 млн наушников на общую сумму 62 млрд рублей. Это на 43% больше, чем годом ранее, в штуках и на 23% — в деньгах. Основной тренд в продажах наушников — стремительный рост спроса на беспроводные устройства, или на так называемые TWS-наушники (True Wireless Stereo), которыми удобнее пользоваться, например, в дороге. Если еще несколько лет назад доля беспроводных наушников не занимала и трети продаж, то по итогам прошлого года она достигла 58% в штуках и 72% в деньгах.

В последнее время наблюдалась тенденция снижения розничных цен на наушники, так как выпуск этого вида техники одновременно стали массово осваивать средние и небольшие китайские компании. По оценкам МТС, только за 2023 год доля малоизвестных китайских компаний на рынке беспроводных наушников выросла с 17 до 46%. Второе место занимает Xiaomi с долей в 7%, на третьем месте Apple с долей в 5%.

Рост предложения со стороны новых китайских игроков привел к тому, что цены на беспроводные наушники пошли вниз: по оценкам МТС, за последний год средняя стоимость таких моделей упала на 25%, в среднем до 2500 рублей. В то время как стандартные проводные наушники, наоборот, продолжили расти в цене, как и весь рынок: за последний год проводные модели подорожали на 10% и стали стоить в среднем 1400 рублей. Таким образом, участники раскрытого картеля, скорее, пытались удержать падающие цены на беспроводные наушники.

«Крот» в чате

Объем российского рынка интернет-торговли продолжает стремительно расти: по данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), только за последний год он вырос на 28%, почти до 6,4 трлн рублей (см. график). Конкурирующие продавцы на ключевых площадках e-commerce, в том числе связанные с реализацией бытовой электроники, часто общаются между собой и ничего предосудительного в этом не видят. Как рассказал «Моноклю» на условиях анонимности продавец электроники, в ключевых группах тех или иных значимых товаров (ноутбуков, планшетов, компьютерной периферии и пр.) обычно есть группа сильных поставщиков. И они часто поддерживают связь между собой. Такая коммуникация может происходить в группах в мессенджерах, где участники переписки обсуждают насущные проблемы, например связанные со схемами логистики.

С новой цифровой платформой поиск картельных сговоров будет происходить в автоматическом режиме: система сможет анализировать уровень цен на товары, и, если они вдруг синхронно начинают повышаться у разных поставщиков, это будет поводом для более пристального внимания

Обсуждаются в таких чатах и вопросы недобросовестной конкуренции. Бывает, что некоторые участники рынка применяют нечестные приемы, создавая, например, ложные негативные отзывы об услугах конкурирующих фирм. Привлекать к ответственности таких участников рынка с помощью правоохранительных органов довольно сложно, так как проблематично собрать доказательную базу о подобных действиях. Жалобы руководству маркетплейса тоже часто остаются без ответа — у них просто не хватает ресурса выступать в качестве арбитра во всех конкурентных разборках продавцов.

Хотя стоит признать, что некоторые маркетплейсы начинают обращать внимание на случаи недобросовестной ценовой конкуренции. Например, предприниматели хвалят Ozon за то, что этот маркетплейс старается отслеживать минимальные, средние и высокие чеки за продаваемые товары. Более того, когда продавец создает карточку товара и выставляет на него цену, в случае завышения система автоматически показывает, что такая цена несправедлива. По отзывам продавцов, довольно успешно борются с такой проблемой, как нечестные отзывы, на маркетплейсе «Яндекс.Маркете». Самые же ожесточенные конкурентные войны сейчас наблюдаются на Wildberries. Руководство этого маркетплейса публично заявляет, что пытается бороться с нечестными конкурентными приемами. Однако какие конкретно инструменты для этого используются и какие результаты здесь достигнуты, не сообщается. В частности, представители Wildberries оперативно не смогли дать комментарий «Моноклю» по этому вопросу.

В отсутствие эффективной системы арбитража спорных моментов продавцы маркетплейсов все чаще пытаются их разрешать в режиме саморегулирования, путем переговоров. В отношении раскрытого картеля участники рынка предполагают, что, скорее всего, раскрытие этого дела связано с тем, что один из несостоявшихся участников картеля — обиженная компания — решил по той или иной причине «слить» информацию регулятору и таким образом отомстить обидчикам. Но ФАС пытается сделать так, чтобы все картельные сговоры могли попасть «под колпак» и без получения инсайдерской информации. И эта цель будет достигаться с помощью новой цифровой платформы.

Робот отследит нарушителя

Еще три года назад, весной 2021 года, Федеральная антимонопольная служба анонсировала создание аналитической информационной системы «Антикартель». На создание этой системы ведомство тогда запросило 110 млн рублей. Представители ФАС заявляли, что система будет работать на основе распределенного хранилища больших данных, соединенных в единый кластер, и при их анализе будут широко использоваться технологии искусственного интеллекта.

Заявлено, что система будет обрабатывать большие объемы данных, которые касаются продаж тех или иных товаров, прежде всего на сайтах госзакупок, а также на открытых площадках электронной коммерции — маркетплейсах. В первую очередь цифровая платформа сможет анализировать уровень цен на товары. Если они вдруг синхронно начинают повышаться у разных поставщиков, это будет поводом для более пристального внимания. Система также может анализировать участников бизнеса — например, тех же продавцов электроники. Машина может быстро просматривать сайты и социальные сети этих компаний, открытую информацию о них, публичную отчетность, аффилированность руководящих лиц и пр. Более того, система будет способна анализировать информационное поле вокруг того или иного товара: если вдруг там поднимается подозрительно скоординированная волна, способная оказать влияние на цену товара, это также может быть предметом разбирательства.

«Технологии искусственного интеллекта в России успешно развиваются, и они вполне могут помочь ФАС отслеживать факты недобросовестной конкуренции, — комментирует Денис Кусков, руководитель информационно-аналитического агентства “Телеком Дейли”. — Правильно обученный ИИ может оперативно анализировать уровень ценового предложения на определенные виды товара, и, если цены синхронно меняются, это будет справедливым поводом для разбирательства».

ФАС утверждает, что в опытном режиме использует систему «Антикартель» (не исключено, что с ее участием был обнаружен упомянутый выше сговор по беспроводным наушникам). Однако, по словам представителей ведомства, чтобы платформа заработала в полную силу, нужна доработка законодательства. В частности, проблемным является нормативный пункт о том, насколько данные платформы могут служить основанием для следственного и затем судебного разбирательства. Недавно по инициативе ФАС в Госдуму был внесен законопроект, который станет дополнением к закону «О защите конкуренции» и будет регулировать спорные моменты. Сейчас идет общественное обсуждение законопроекта, позже Госдума приступит к его принятию.

Раскрытие завышающего цены на наушники картеля, скорее всего, связано с тем, что один из несостоявшихся его участников — обиженная компания — решил по той или иной причине «слить» информацию регулятору и таким образом отомстить обидчикам

ФАС заявляет, что новая цифровая система существенно повысит эффективность борьбы с картельными сговорами. Согласно официальному отчету, только в прошлом году ведомство возбудило 287 дел «об ограничивающих конкуренцию соглашениях и координации экономической деятельности». Особенно регулятор старается внимательно отслеживать участников госзакупок: здесь, по словам представителей ведомства, чаще всего встречаются нарушения в строительной и дорожных отраслях, в ЖКХ, при поставках лекарств и питания. Например, в апреле этого года ФАС выявила картель на торгах на выполнение проектных работ и строительство нежилых зданий на территории Москвы, Приморского края и ХМАО. Ранее ФАС раскрыла двухмиллиардный картельный сговор в Брянской области при проведении торгов на выполнение капремонта многоквартирных домов. В нем участвовали 39 компаний и семь предпринимателей. Им тоже грозят внушительные штрафы.

Предпринимателей, в свою очередь, беспокоит то, чтобы собираемая в систему «Антикартель» информация была максимально защищена от утечек, и в ФАС обещают защитить цифровую платформу от несанкционированного проникновения. Помимо этого бизнес высказывает опасения по поводу того, чтобы новая роботизированная система сама не могла обвинять ту или иную компанию и что решение о возбуждении дела и уж тем более о предоставлении доказательств в судебном процессе все-таки принимали люди, а не роботы. «Выводы о работе даже самых современных систем с искусственным интеллектом должен в итоге принимать человек и квалифицированный специалист, — указывает Денис Кусков. — Робот может эффективно проанализировать пласт информации о тенденциях сговора, например, на рынке цветов. Но в итоге может выясниться, что на это повиляли объективные причины — скажем, неблагоприятные погодные условия. И специалисты должны иметь возможность оценивать и взвешивать все факторы, чтобы цифровая платформа, пусть и самая современная и технологичная, не становилась причиной несправедливых обвинений».