Южная Европа ищет альтернативы российскому газу

10 июня 2024, 00:00
№24

Компания "Булгартрансгаз" подписала два соглашения о строительстве так называемого Вертикального газового коридора с консорциумом нескольких болгарских и американских компаний. Непосредственным предметом соглашения стало сооружение двух небольших участков газопровода в районе болгарско-греческой и болгарско-румынской границ общей протяженностью 110 километров, стоимость двух контрактов составляет около 485 млн евро.

ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА
Алексей Белогорьев
Читайте Monocle.ru в

"Инициатива операторов газотранспортных сетей Болгарии, Греции, Румынии, Венгрии, Словакии, Украины и Молдавии гарантирует энергетическую безопасность через диверсификацию поставок в долгосрочной перспективе", - заявил премьер-министр технического правительства Болгарии Димитар Главчев во время официальной церемонии.

По словам Главчева, после планируемого прекращения транзита российского природного газа через Украину с начала 2025 года Вертикальный газовый коридор, инициированный Болгарией, станет ведущей инфраструктурой для всего региона. Власти страны рассчитывают превратиться в ведущего транзитера азербайджанского трубного газа, а также потоков СПГ, приходящего морем на регазификационные терминалы в Греции и Турции.

Что собой представляет газотранспортный проект «Вертикальный коридор» в Юго-Восточной Европе? Каков его функционал, участники и ключевые параметры? За разъяснениями мы обратились к Алексею Белогорьеву, директору по исследованиям Института энергетики и финансов.

- Идея Вертикального газового коридора возникла в середине 2010-х годов после выхода России из проекта «Южный поток», предполагавшего прокладку трубы из России в Болгарию по дну Черного моря. В 2015 году Россия инициировала «Турецкий поток», а Болгария продолжала вынашивать идею поставлять через свою территорию дальше в Европу азербайджанский газ. Не только в Грецию и Италию, как это происходит сегодня в результате сооружения транспортной системы TANAP-TAP, но и в другие страны. Определенным шагом к реализации этих планов стал запуск в эксплуатацию в 2022 году интерконнектора Болгария-Греция (IBG) пропускной способностью 3 млрд кубометров в год протяженностью 183 км. Сейчас реальный объем прокачки по IBG составляет 1,5 млрд кубометров.

Греция претендует на превращение в газовый хаб на юге Европы, конкурирующий с Турцией, за счет строительства мощной инфраструктуры по приему СПГ

После резкого сокращения поставок российского газа в Европу в 2022 году Болгария осталась без нашего газа. Правда, по косвенным данным, продолжает закупать его в меньших объемах «всерую» – через европейских посредников. Тогда уже у Греции родилась амбициозная идея по превращению в большой газовый хаб для всей Юго-Восточной Европы. Предполагалось развернуть активное строительство терминалов по приему СПГ и регазифицированные объемы поставлять на Север. В принципе в этих планах есть разумное зерно, так как Греция – ближайшая к этому региону точка входа из Мирового океана: ни на Украине, ни в Румынии, ни в Болгарии строительство регазификационных терминалов невозможно, так как Турция не разрешает проход газовозов по Босфору. И Греция реализует свои планы. В январе 2024 года заработал плавучий терминал в Александруполисе в дополнение к уже имеющемуся в Ревитуссе. Строятся еще два терминала. Общая мощность регазификационной инфраструктуры сильно больше потребностей самой Греции.

– Каков маршрут Вертикального газового коридора?

У этой инициативы нет конкретной трассировки. По существу, это конгломерат разных проектов, нацеленных на повышение связности национальных газотранспортных систем стран Юго-Восточной Европы с тем, чтобы газ из Азербайджана и Греции поставлялся на Балканы и в центр Европы, включая Венгрию, Австрию и Словакию. Сейчас все страны региона присматриваются к этому коридору с учетом перспектив прекращения транзита российского газа в Европу через Украину после истечения нашего контракта с Украиной в 2024 году. Но альтернативная Украине газотранспортная инфраструктура в рамках Вертикального газового коридора еще не будет полностью готова к работе в 2025 году. Реальный срок ее завершения – не ранее 2027 года.