Вялотекущая эскалация в Израиле

2 сентября 2024, 00:00
№36
ТАСС
Израиль согласился на частичное перемирие в центральной части сектора Газа ради вакцинации проживающих там детей от полиомиелита

Правительство Израиля с формальной точки зрения пошло навстречу просьбам США согласиться на продолжение переговоров с ХАМАС и снизить градус напряжения в секторе Газа. Однако ЦАХАЛ и израильские спецслужбы начали широкомасштабную операцию на Западном берегу реки Иордан, чем перечеркнули планы действующей администрации Белого дома сыграть роль миротворца перед президентскими выборами в США.

Самой существенной договоренностью, позволяющей на незначительное время приостановить боевые действия в секторе Газа и при этом сохранить лицо правительству Биньямина Нетаньяху, стало соглашение о частичном перемирии ради вакцинации проживающих там детей от полиомиелита. Начиная с 1 сентября перемирие будет действовать только с 6:00 до 15:00 и лишь в центральной части сектора Газа. На первый взгляд это очень сомнительное достижение на фоне ранее прозвучавших обещаний США принудить стороны конфликта к миру, но большой шаг вперед по сравнению с весной нынешнего года, когда израильские власти препятствовали доставке еды в анклав и изменили свою позицию лишь после оказанного на них международного давления.

Но и этого небольшого достижения вполне хватило бы, чтобы Белый дом мог считать свою «миротворческую» миссию выполненной. А самое главное, Вашингтон каким-то чудом уговорил Иран уже месяц не наносить ответный удар по Израилю после убийства Израилем главы политбюро ХАМАС Исмаила Хании, находившегося в Тегеране на инаугурации избранного президента Ирана Масуда Пезешкиана. Строятся разные предположения относительно цены, которую американцам пришлось заплатить за это, даже ходили слухи, что ЦРУ выдало иранцам местных агентов Моссада, убивших главу политической организации ХАМАС, но, так или иначе, разгоравшийся военный конфликт удалось притушить. Кандидату в президенты от Демократической партии США Камале Харрис повредило бы продолжение активных действий ЦАХАЛ в секторе Газа, поскольку любая реакция на них Вашингтона разочарует либо американских сторонников Израиля, либо местных защитников прав палестинцев. А возможная война между Израилем и Ираном сделала бы Белый дом удачным объектом критики для кандидата от республиканцев Дональда Трампа: мол, посмотрите, оставил Белый дом всего на четыре года, и вот что происходит.

Однако если Нетаньяху в силу каких-то причин не смог отказать примчавшемуся в Израиль госсекретарю США Энтони Блинкену в настоятельной просьбе продолжить переговоры с ХАМАС и пойти хотя бы на незначительные уступки в вопросе деэскалации в секторе Газа, это не означает, что израильский премьер собирается лить воду на мельницу Демократической партии США. В Тель-Авиве прекрасно помнят, как в свое время президент США Барак Обама резко усилил политическую и финансовую поддержку Палестинской автономии, а Камала Харрис, отделываясь общими фразами, явно избегает ответа на вопрос, каким образом она намерена воздействовать на палестинско-израильский конфликт. А победа Трампа гарантирует усиление поддержки Израиля со стороны США. Кроме того, снижение градуса борьбы с внешними врагами способно расколоть правительство Нетаньяху. Вроде бы напрашивалась военная операция на территории Ливана, которую еще в июне обещал начать ЦАХАЛ, если не прекратятся обстрелы севера Израиля. Однако обстрелы не только не прекратились, но и усилились, а Израиль не может реализовать свою угрозу, поскольку у него нет подавляющего военного преимущества даже по отношению к «Хезболле».

И Израиль начал крупнейшую за десять лет военную операцию на Западному берегу реки Иордан. ЦАХАЛ нанес ряд ударов с воздуха и завел крупные воинские соединения в города Дженин, Тулькарм, Наблус, Тубас и в лагерь беженцев Аль-Фараа. Целью военной операции была провозглашена борьба с ХАМАС и проиранскими силами в автономии. На первый взгляд Нетаньяху нашел правильный тактический выход из сложного положения, одновременно требующего от него мирных инициатив и необходимости дать силовой отпор врагу.

Но стратегически Израиль поставил себя в опасное положение, поскольку ранее палестинцам предлагался выбор между моделью «плохого» сектора Газа, получающего удары за террористические вылазки ХАМАС, и вариантом относительно «хорошего» мирного Западного берега реки Иордан, контролируемого умеренным движением ФАТХ. На Западном берегу всегда появлялись террористы-одиночки, но для борьбы с ними достаточно было проводившихся там полицейских операций. А теперь у большинства палестинцев Западного берега могут возникнуть сомнения в эффективности выбранного руководством ФАТХ пути дипломатического урегулирования конфликта с Израилем.