В экспертном сообществе идет обсуждение версий законопроекта о регулировании маркетплейсов — вскоре законопроект о платформенной торговле должен быть внесен на рассмотрение в Госдуму. Все эксперты сходятся во мнении, что регулировать бизнес маркетплейсов надо, однако как именно, зачем и каковы цели регулирования — тут идеи не совпадают.
В ближайшее время через маркетплейсы будет продаваться более 50% всех непродовольственных товаров, а во многих группах это уже произошло. Столь резкое изменение бизнес-ландшафта — редкое явление, обычно рынки меняются намного медленнее, государственное регулирование явно запаздывает. Однако у таких лавинообразных изменений есть серьезные причины и последствия.
Есть мнение, что все мы являемся свидетелями великой маркетинговой операции. Маркетплейсы назвали поставщиков селлерами, столы заказов обозвали ПВЗ, а себя не торговлей, а электронной платформой. Маркетплейсы пообещали государственным органам, что их рост приведет к обелению рынка, однако доля контрабанды и контрафакта на рынке все равно велика и даже выросла. Предполагаю, что в том числе за счет этого маркетплейсы получили огромные преимущества в уплате налогов и таким образом сумели сделать цены на товары ниже. Низкие цены позволили им захватить рынок. Получив существенную долю рынка, маркетплейсы стали самыми сильными лоббистами, мнение которых не могут не учитывать государственные органы и деловые ассоциации.
Подготовленная к настоящему времени версия законопроекта о цифровых платформах (маркетплейсах) легализует все сложившиеся практики именно так, как это выгодно маркетплейсам, не решая ни одной из проблем взаимодействия маркетплейсов с традиционной розницей, существование которой сегодня под большим вопросом.
Особенная форма бизнеса
Важно отметить, что громче всех о регулировании говорят сами маркетплейсы. Они создали несколько своих ассоциаций и вошли в состав большинства бизнес-объединений, а также заключили договоры о сотрудничестве со многими отраслевыми ассоциациями. Лоббистский потенциал маркетплейсов сегодня очень велик. А вот голоса мелкого торгового и производственного бизнеса, дистрибьюторов и импортеров почти не слышны — так сложилось, что реально практически никто не представляет их интересы. А те общественные объединения, которые вроде как должны защищать розницу и опт, имеют в коллективных органах управлениях представителей маркетплейсов и вынуждены учитывать их интересы.
Первый и самый главный вопрос, на который сегодня важно дать ответ: что такое маркетплейс? Маркетплейсы утверждают, что они новая, особенная форма бизнеса, не описанная в законодательстве. И поэтому на них не распространяются нормы и законы для торговли. Однако давайте вспомним, что еще в советские времена и чуть позднее были заказы по каталогам и работали столы заказов. На рынке также работают интернет-магазины, у которых тоже есть сайт, корзина, доставка. Для потребителя они ничем не отличаются от маркетплейса. И они работают строго в соответствии с Законом о торговле, как торговые компании, и отвечают за товар.
Маркетплейсы занимаются именно торговлей, потому что их алгоритмы определяют, какой ассортимент показать на основных страницах выдачи, то есть что будет продаваться, сами определяют цены (с учетом постоянно проводимых акций и снижения цен за счет маркетплейсов), осуществляют информирование о свойствах товара на своих страницах, доставку, передачу и возврат товаров, принимают оплату. Поэтому я считаю, что маркетплейсы осуществляют полноценный процесс торговли, даже если сами постоянно утверждают иное. Все разговоры о новой форме торговли есть не что иное, как отговорки и юридическая казуистика, которые дают возможность не отвечать за качество товара и уплату налогов поставщиками. Судебные органы признают помещения, используемые маркетплейсами для размещения пунктов выдачи заказов, торговыми помещениями (например, постановление суда от 14.03.2024 по делу № А40-150032/2023). Суды отклонили доводы, что деятельность пунктов выдачи «Озон» и «Вайлдберриз» не отвечают критериям для объектов торговли и, наоборот, указали, что на них распространяется Закон о защите прав потребителей.
Сегодня головные компании маркетплейсов имеют статус IT-компаний, что вызывает некоторые вопросы. Сами маркетплейсы утверждают, что никаких налоговых преференций они от этого не получают. Однако, возможно, они получают другие преимущества. IT-компании защищены почти от всех видов проверок, а сотрудники с соответствующим образованием защищены от мобилизации (важное преимущество на рынке труда). Тогда статус IT-компаний надо давать всем розничным сетям, так как и они используют в работе сложные IT-системы.
Второй важный тезис, за который активно держатся маркетплейсы, — это то, что они обеспечивают доступность товаров для граждан и поэтому они очень важны и полезны. «Теперь в каждой деревне можно купить полный ассортимент товаров, ранее доступный только жителям больших городов» — частично это правда. Но это только часть правды. Из-за того, что половина розничного товарооборота проходит через маркетплейсы, активно закрываются розничные магазины. Ассортимент товаров в шаговой доступности сокращается. Например, сегодня стала доступна статистика по книжным магазинам: закрыто более 200 книжных за год, даже крупнейшая книжная сеть «Читай-город» сокращает число магазинов. Количество мест, где можно книги полистать, почитать перед покупкой, насладиться красотой иллюстраций до покупки, а также купить немедленно, постоянно снижается. То же самое происходит с детскими товарами: на рынке осталось очень мало детских магазинов с полноценным ассортиментом. Закрылись сети «Дети», «Дочки-сыночки», «Кораблик» и проч. — в сумме это более 500 магазинов.
Если разделить жителей на три группы в зависимости от места проживания: в крупных городах-миллионниках, в средних населенных пунктах и малых населенных пунктах, — то от распространения маркетплейсов выиграли жители малых населенных пунктов (с доставкой через два-три дня они могут получить больший ассортимент товаров) и сильно проиграли жители средних городов. В них активно закрывается специализированная розница — спроса не хватает на продолжение работы. В крупных городах ситуация не сильно изменилась, специализированных магазинов становится меньше, но все они пока не закрываются. Однако в целом скорость закрытия офлайн-розницы резко увеличилась. Если вам вдруг надо завтра срочно что-то нестандартное, вам можно только посочувствовать, если вы не житель крупного города… Немедленная доступность товаров уменьшилась и продолжает уменьшаться.
Некоторое время назад маркетплейсы одним из главных своих стратегических конкурентных преимуществ называли сокращение сроков доставки вплоть до нескольких часов. И многие из них действительно запустили так называемую экспресс-доставку. Но работает она только в крупных городах, и, как правило, ассортимент товаров для экспресс-доставки очень ограниченный — 1000 SKU наиболее ходовых товаров. И, похоже, сегодня это становится слишком дорого для маркетплейсов — экспресс-доставка будет первой оптимизирована, когда маркетплейсы начнут считать издержки.
Кто отвечает за качество?
Когда-то байеры (закупщики) сетей или частные предприниматели проверяли качество товаров, отсеивали часть странного товара. Для розничного магазина возврат — дорогая и неудобная процедура, все старались минимизировать количество плохого товара, количество претензий и возвратов. Ситуация же с маркетплейсами не такая: ПВЗ и маркетплейсы зарабатывают и на приеме, и на выдаче товара. Селлер (поставщик маркетплейса) платит и за доставку товара до ПВЗ, и за доставку обратно. ПВЗ получает комиссию и за выдачу товара, и за прием.
По многим товарам потребитель не может оценить качество, не видя других вариантов и предложений. Как понять, например, что качественный пластилин мягкий и яркий, а не твердый и бледный, если фото у всех одинаковые, а качественный товар часто дороже и не в топе покупок? Таким образом, потребителю проще оставить себе товар плохого качества, чем осуществлять возврат. И это приводит к снижению среднего качества и надежности товаров, покупаемых в стране.
«Так для этого существуют отзывы на товар», — скажут маркетплейсы! Действительно, отзывы есть. Однако ни для кого из специалистов не секрет, что существенная часть отзывов пишется за плату — работает целая индустрия. Поставщики новых товаров почти всегда начинают свой выход на маркетплейс с покупки отзывов. И реальные отзывы, объективные и критичные, тонут в потоке хороших заказных.
Но кто же должен отвечать за качество товара на маркетплейсе? Это еще один острый вопрос, который сегодня обсуждается в связи с попытками государства подступиться к регулированию маркетплейсов. Если в какой-то розничной сети и даже в небольшом павильоне индивидуального предпринимателя в дальнем регионе будет продаваться контрафакт, к нему обязательно придут с этим вопросом если не контролирующие органы, то специализирующиеся на защите интеллектуальной собственности группы юристов. Никого не волнует, как закупщики сети или частный предприниматель из деревни или поселка городского типа должны по внешнему виду отличать фирменный товар от подделки. И если такой товар обнаружен на полке — нет, у предпринимателя не будет 30 дней на запрос документов у поставщика, его «обилетят» на штраф сразу. Это маркетплейс будет запрашивать дополнительные данные у пришедшего с претензией владельца бренда и с большой долей вероятности заставит регистрировать на платформе «кабинет бренда» (в законах про это ничего не написано, но без этого претензия принята не будет, что весьма странно). Все это время контрафактный товар будет продолжать продаваться. Даже если бренду удастся доказать факт контрафакта — часть маркетплейсов предложат подать претензию к своему поставщику напрямую.
Мне кажется странным, что любой ипэшник в любом городе полноценно отвечает за контрафакт, а маркетплейс с триллионным оборотом, зарегистрированный как IT-компания и использующий искусственный интеллект для проверки корректности заполнения карточек товаров, отвечает не всегда. Любое крохотное ООО полноценно несет ответственность, а маркетплейс с огромным юридическим департаментом долго тянет время и потом «переводит стрелки» на поставщика-однодневку. Мне не кажется эта ситуация справедливой для общества. А законы намного лучше исполняются, когда общество считает их справедливыми.
Из-за того, что половина розничного товарооборота проходит через маркетплейсы, розничные магазины, особенно специализированные, активно закрываются
Такая же ситуация с сертификацией продукции. Максимум маркетплейс требует от поставщика скан-копию документа или его номер, но не имеет возможности проверить его подлинность в отношении всех представленных на маркетплейсе товаров. Это касается и химических веществ, и продуктов, и товаров для детей. К сожалению, общество, не понимая ситуации, принимает этот риск на себя. Маркетплейсы и в этом случае не берут на себя ответственность, зато предлагают прописывать в карточках товара ссылки на сертификаты (не проверяя корректность этих ссылок, не проверяя, что там сертификат именно на поставляемый товар, и т. д.), то есть имитируют заботу о потребителе, создавая у них и у контролирующих органов ложную уверенность в наличии сертификатов, а на самом деле уходя от ответственности.
Подобная дискуссия уже была в отношении маркетплейса транспортных услуг — ООО «Яндекс Такси». В итоге ООО «Яндекс Такси» признано судом ответственным за наличие у перевозчиков разрешительной документации для осуществления перевозки, медицинского освидетельствования водителя. Хотя изначально суды исходили из того, что у ООО «Яндекс Такси» отсутствовала обязанность контролировать наличие у перевозчиков разрешительных документов. Но Верховный суд, направляя дело на пересмотр, указал, что потребитель является экономически слабой стороной и, заключая договор через агрегатора, предполагает, что ему будет оказана безопасная услуга. В ходе пересмотра дел суды указывали, что ООО «Яндекс Такси» не приняло все от него зависящие меры по обеспечению соблюдения закона в отношении порядка и безопасности оказываемых услуг.
Такая же ситуация произошла с маркетплейсом туристических услуг «Спутник» из Санкт-Петербурга. Именно к маркетплейсу пришли правоохранители в ситуации гибели людей при экскурсии по подземной речке Неглинке в 2023 году в Москве. А вот товарные маркетплейсы почему-то все еще не отвечают за то, что выставили на продажу.
Надо отметить, что даже на обычных продуктовых рынках собственники помещений несут ответственность за арендаторов (например, за соблюдение ими противопожарных правил) и даже за применение контрольно-кассовых машин (с 1 марта 2025 года). И только маркетплейсы ни за что не отвечают. При этом в других странах постепенно законодательно устанавливается ответственность маркетплейсов за товар (Европа, Казахстан и др.).
Налоговый маневр
Маркетплейсы утверждают, что они платят все налоги, находятся под постоянным налоговым мониторингом — одним словом, чисты, как ангелы. В этих утверждениях содержится лишь часть правды. Гениальность налоговых консультантов позволяет маркетплейсам платить налогов намного меньше, чем другим компаниям, и налоговый мониторинг ФНС им в этом никак не мешает.
Во-первых, на складах маркетплейсов работают не только штатные сотрудники, но и самозанятые. Об этом детально и подробно рассказано в официальных интервью, например компании WB. Наличие самозанятых на складах кажется странным. Впрочем, WB утверждает, что с осени 2024 года прием новых самозанятых на склады прекращен.
Напомним, что при привлечении самозанятых не надо платить НДФЛ, соцналоги, взносы в Пенсионный фонд и в Фонд медицинского страхования. Не надо оплачивать первые три дня больничных, не надо оплачивать отпускные и сертифицировать рабочее место. Не требуется соблюдать квотирование рабочих мест (то есть не нужно выделять места инвалидам и молодежи) или платить штрафы за отсутствие таких рабочих мест. Нет обязанности иметь сотрудников по охране труда и вести кадровую документацию. Все это позволяет за одинаковую работу платить в полтора раза больше, чем платят конкуренты.
Маркетплейсы всегда говорили, что только так обеспечивается эффективность бизнес-процессов на складе. Однако в законах давно есть сдельно-премиальная система оплаты труда, которая вполне могла бы быть задействована в такой работе. Разница на самом деле только в уплате налогов.
Второе ноу-хау маркетплейсов — использование штрафов. Штрафы прописаны и активно используются в договорах с селлерами и с ПВЗ. Если кто-то что-то привез не вовремя, с ошибкой в маркировке, ошибкой в размере — за все это идет штраф. Наверное, штрафы дисциплинируют селлеров и заставляют работать внимательно. По экспертным оценкам, обычно на штрафы приходится несколько процентов от выручки селлеров. Однако для маркетплейса это уже намного большая доля выручки. Выручка маркетплейса сейчас — это комиссия маркетплейса, доходы от рекламы, которые тоже растут, и штрафы. Оценочно на штрафы приходится до 10% выручки маркетплейсов. Налоговая особенность штрафов — они не облагаются НДС. Никогда еще ни одна компания в России не имела такую огромную долю штрафов в выручке и не использовала штрафы в бизнес-модели для ухода от уплаты НДС.
Следующий важный момент в налоговой оптимизации маркетплейсов связан с ПВЗ — пунктами выдачи заказов, где товары с маркетплейсов передаются потребителям. Большинство ПВЗ принадлежат не маркетплейсам, а независимым предпринимателям. Слово «независимый», конечно, надо брать в кавычки. Я бы сказал, что владельцы ПВЗ абсолютно зависимы и бесправны перед лицом маркетплейса. ПВЗ получает некоторую комиссию за выдачу товаров (за исполнение торговой функции по передаче товаров), в разных регионах и даже на соседних улицах она разная. Из этой комиссии вычитаются штрафы за плохую работу ПВЗ. Маркетплейс, изменив коэффициент, может разорить любой ПВЗ. Маркетплейсы говорят, что франшиза ПВЗ — самая продаваемая и успешная. Но не очень понятно, почему исполнение части функций маркетплейса называется франшизой? Для примера: если вы открыли франшизу кафе под чужим брендом и поссорились со своим франчайзером — цена на сметанный соус не устроила, например, — то ваше кафе может продолжить работать, сменив вывеску или поставщика соуса. А в случае ПВЗ у вас нет ничего своего. Чужой товар, чужой бренд, чужая программа, неизвестная заранее сумма и даже неизвестный заранее процент комиссии. Я называю это не независимым бизнесом и не франшизой, а «группой сотрудников на самоокупаемости».
Ситуация, когда небольшая часть одного большого бизнес-процесса по передаче товаров от поставщика потребителям раздроблена и передана в отдельные юридические лица, в последние годы у Федеральной налоговой службы строго и однозначно подпадает под определение «дробление бизнеса с целью неуплаты налогов».
Еще одна налоговая экономия связана со складами: некоторые маркетплейсы начинали активно эксплуатировать здания складов до официального ввода этих зданий в эксплуатацию, что позволяло им не платить налог на имущество. А государственным органам проконтролировать это было очень сложно из-за того, что маркетплейсы имеют статус IT-компаний. Пример одного из таких случаев, как указывали в СМИ, когда склад работал, не будучи введенным в эксплуатацию, — сгоревшее здание склада компании «Вайлдберриз» в Шушарах под Санкт-Петербургом.
Назад в будущее
Сегодня маркетплейсы часто называют «электронным Черкизоном», и сами они воспринимают это очень болезненно. Но, к сожалению, построенная схема работы дает огромный простор для реализации серого импорта, ввезенного с занижением таможенной стоимости. Если товар продает розничная сеть, то она, как большая компания, платит НДС со всей суммы, полученной от реализации товара. А маркетплейс платит только с суммы своей комиссии минус сумма штрафов. Розничная сеть отвечает за уплату НДС своими поставщиками и даже за поставщиков своих поставщиков. Уплату НДС контролирует система АСК НДС. Благодаря прекрасной работе ФНС с каждым годом доля неуплачиваемого НДС снижалась.
Если вдруг сеть завезла товар, занизив таможенную стоимость и недоплатив НДС и пошлины при ввозе товара, то потом всю разницу придется заплатить в виде НДС внутри страны и налога на прибыль. Однако если товар продается от фирм на упрощенной системе налогообложения, то контроля по НДС не возникает. В ФНС хорошо понимают эту проблему и пытаются с ней бороться. Однако малого бизнеса много, проконтролировать всех очень сложно. Часть фирм для торговли на маркетплейсах регистрируется на граждан соседних стран, таким образом, взыскание налоговой задолженности по итогам проверок, даже если они случатся, маловероятно.
С 2025 года запланирована передача от маркетплейсов информации о компаниях с признаками дробления бизнеса. Но, во-первых, маркетплейс не очень заинтересован в передаче таких данных (помним, что низкая цена — это конкурентное преимущество), даже если он декларирует обратное. Во-вторых, ФНС, вероятно, может не справиться с большим потоком таких сообщений. Третье — суды могут не принять аргументы про аффилированность, так как их выявляет не государственный орган, а маркетплейс.
С этого года для всей торговли изменилось налогообложение: при выручке от 60 млн рублей компании становятся плательщиками «оборотного» налога — 5% от выручки. Теперь представим себе ситуацию: в одном населенном пункте работает сеть из 120 ПВЗ с оборотом более миллиарда рублей и сеть из трех магазинов с оборотом 65 млн рублей. При этом сеть из трех магазинов будет платить 5% от выручки как оборотный налог, а сеть из 120 ПВЗ будет по-прежнему считаться малым бизнесом, так как из-за юридической казуистики ее выручкой будет считаться только комиссия в 4,5‒5% от миллиардного оборота и весь этот объем товарооборота налогом обложен не будет. При товарообороте в один миллиард рублей формальной выручкой сети ПВЗ будет только 45‒50 млн рублей. Только на одном этом товары в маркетплейсе будут дешевле на 5% за счет налоговой экономии.
Параллельный товарооборот
Сегодня в России существуют два вида розничного товарооборота. Один — состоящий из больших дистрибьюторов, оптовиков и розничных сетей, которые платят все налоги. И другой — состоящий из серых импортеров, селлеров на маркетплейсах, использующих упрощенный налоговый режим (УСН), маркетплейсы для доставки товаров по всей России и сеть ПВЗ, тоже работающих на УСН.
В связи с полной уплатой налогов себестоимость товаров у первой группы на 10‒15% выше, и их бизнес сегодня быстро сокращается. А вот бизнес мелких и якобы мелких компаний на УСН, перепродающих ввезенный «всерую» товар, активно растет. В статистике данный рост виден как рост малого бизнеса. Однако многие экономисты призывают не просто смотреть на цифры статистики, а вглядываться в суть этих цифр и процессов.
Если раньше были понятные территориальные зоны с серым и контрафактным товаром — оптовые вещевые, в том числе «китайские», рынки, и потребитель понимал, что и где он покупает, то теперь все перемешано. На соседних местах в поисковой выдаче маркетплейса стоят контрафакт и оригинальный товар, потребитель запутывается…
Для обеления рынка многие категории товаров обязаны получать и использовать наклейки «Честный знак» в виде QR-кода. Была надежда, что этот способ избавит рынок от контрафакта и контрабанды. Однако маркетплейсы много лет отвечают, что не являются участниками системы «Честный знак». На сегодняшний день маркетплейсы проверяют при приемке товара наличие знака, но не проверяют ни его действительность, ни соответствие категории, ни кому этот знак был выдан. Вся сеть ПВЗ выдает товары, не сканируя этот QR-код. Таким образом, пока и склады маркетплейсов, и вся сеть ПВЗ не станут полноценными участниками системы «Честный знак», рынок будет полон контрабанды и контрафакта, а рулоны этикеток «Честного знака» будут продаваться на оптовых рынках китайских товаров и в интернете.
Злоупотребление правом
Как известно, большинство маркетплейсов не заключают отдельные договоры с каждым контрагентом, а выставляют договор-оферту на своих сайтах (да, так можно). Но при создании такой юридической конструкции никто не предполагал внесения ежедневных изменений в оферту. Да, сейчас в любой момент маркетплейсы могут кардинально изменить текст оферты, цифры и условия работы с поставщиком. Многие правоведы называют эту ситуацию злоупотреблением правом и считают, что для сохранения стабильности экономических и гражданско-правовых отношений изменения в условия оферты должны вноситься лишь изредка. А сейчас маркетплейс может одновременно увеличить комиссию по какой-то категории, повысить стоимость возврата товара со склада и стоимость хранения, причем делать это неоднократно в течение небольшого промежутка времени. Давайте назовем вещи своими именами: в теории маркетплейс может в любой момент «ограбить» своих поставщиков (селлеров) конкретной категории, и сделано это будет строго в соответствии с условиями договора.
Вероятно, любые изменения в правилах и условиях на маркетплейсе должны вступать в силу не ранее чем через полгода после принятия и не должны распространяться на товары, уже лежащие на складах маркетплейса. То есть, как и законы, не должны иметь обратной силы.
Договоры аренды на торговые точки маркетплейсов (ПВЗ) заключаются партнерами сроком на год и более. Ненормальна ситуация, когда, изменив комиссию в определенном регионе, маркетплейс может просто разорить ПВЗ, а потом при желании забрать себе все торговые точки. Ситуация, когда крупнейший игрок, официальный монополист может менять условия мгновенно, а все вокруг — нет, приводит к дисбалансу рыночных отношений.
Маркетплейсы с трибун заявляют о поддержке российских производителей. Что только теперь им стал доступен рынок огромной страны. Правда ли это? Частично да. Но маркетплейсы забывают сказать, что конкуренция на страничке маркетплейса ничуть не проще конкуренции за вход в розничную сеть. А часто сложнее и дороже, а штрафы больше…
Целые группы товаров уходят из розничных сетей в маркетплейсы только из-за налоговой составляющей и отсутствия контроля качества. Один из таких примеров — натуральный и якобы натуральный мед. Собирают мед частные предприниматели, пасечники. Обычно он фасовался и проверялся на натуральность на больших автоматизированных фасовочных заводах. И уже потом, с уплатой НДС (!), поставлялся в сети. Однако теперь большая часть меда продается на маркетплейсах, проверяется ли качество меда так же, как раньше?
Во многих регионах осуществляется муниципальная поддержка выхода малого бизнеса на маркетплейсы, обучения, даются дотации на комиссию маркетплейсов. Оставив за рамками обсуждения вопрос, нужно ли собрать налоги с успешных предприятий и передать их тем, кому нужна помощь, рассмотрим эту деятельность подробнее. Есть какие-то товары, которые по своей цене, весогабаритным характеристикам не должны продаваться на маркетплейсах совсем. Например, очень дешевые, до 200 рублей, товары, стоимость логистики которых превышает выгоду от продажи. В такой ситуации дотация искажает рыночное поле и дает преимущество маркетплейсам даже там, где они не должны были выигрывать у офлайн-розницы. Муниципалитеты потратили миллиарды рублей на такие дотации, что позволило маркетплейсам иметь дополнительный заработок.
Маркетплейсы накопили обширную статистику и используют ее для заказа своего товара под собственными торговыми марками. То есть официально признанный ФАС монополист может завезти товар под своим брендом и одновременно всем конкурентам в категории ухудшить условия работы (платная приемка грузов, стоимость хранения, комиссии и т. д.).
Цены на маркетплейсах в большинстве стран на большинство товаров выше, чем в офлайне, так как на них продается тот же самый, легальный, товар, что и в обычной рознице, плюс потребитель платит за доставку. Россия, вероятно, единственная страна, где цены на маркетплейсах ниже, чем в магазинах. Конечно, маркетплейсы объясняют это своей бизнес-моделью. Однако напрашивается вывод: дело все-таки в том, что связка серый импортер — селлер (поставщик маркетплейса) — маркетплейс — ПВЗ платит намного меньше пошлин и налогов, чем белый дистрибьютор и розничная сеть. Есть уверенность, что если офлайн-торговле разрешить дробление, платный возврат товаров, не отвечать за поставщиков, считать выручкой только наценку, а также не думать про сертификаты и прочие системы контроля, то цены в офлайн-рознице снизятся и станут намного ниже цен маркетплейсов. Но, конечно, по этому пути идти нельзя, а надо уравнять маркетплейсы и торговлю и сделать ответственность маркетплейсов за товары и уплату налогов по всей цепочке товародвижения полноценной.
Тезисы для законопроекта
Что же надо сделать для выравнивания условий работы офлайн-бизнеса и онлайн-торговли и создания одинакового налогообложения потоков товара вне зависимости от пути до потребителя?
- Первое. Маркетплейс должен быть продавцом товара, то есть брать товар на комиссию, а не использовать агентскую схему. Маркетплейс должен продавать товар от себя, от своего имени.
- Второе. Маркетплейс должен нести полную ответственность за товар, как и любая другая торговая организация (за качество, сертификацию, систему прослеживаемости, уплату налогов селлерами и т. д.).
- Третье. Маркетплейс не должен продавать свои товары и товары аффилированных компаний.
- Четвертое. Маркетплейсы и ПВЗ должны полноценно участвовать в системе прослеживаемости, в том числе в системе «Честный знак». Если товар идет через розничную точку маркетплейса, ПВЗ, то при выдаче марка «Честный знак» должна погашаться в ПВЗ (как и в любом другом магазине). Если доставка товара осуществляется курьером, то марка должна погашаться маркетплейсом при выдаче курьеру со склада. Да, в тех крайне редких случаях, когда доставку осуществляет непосредственно продавец товара, именно он и должен погашать марку. Отговорки, что у маркетплейсов 18 вариантов взаимодействия с покупателями, не мешает сделать все правильно и в соответствии с законом в 100% случаев.
- Пятое. Если штраф является частью бизнес-модели, то при превышении доли штрафов более чем на 1% от выручки все штрафы должны облагаться НДС. Поэтому необходимо изменить соответствующие нормативные акты.
- Шестое. Должен действовать запрет нанимать самозанятых на склады и всюду, где есть полноценные рабочие места. Это должно быть четко прописано в законах. В случае, если подрядчик маркетплейса нанимает самозанятых на склады или на работу в ПВЗ, нести за это ответственность должен маркетплейс.
- Седьмое. Изменение оферты должно быть не чаще одного раза в год с предупреждением обо всех изменениях не менее чем за шесть месяцев. Это касается всех оферт, не только маркетплейсов.
- Восьмое. На маркетплейсы должны распространяться все положения Закона о торговле, без лакун и исключений.
- Девятое. Размер выручки ПВЗ для целей определения размера бизнеса и налогообложения должен считаться не от выручки ПВЗ, а от товарооборота (суммы выдачи товаров) такой торговой точки.
При этом важно отметить, что в предложениях, изложенных выше, нет ни одного намека на попытку регулировать рыночные отношения. Все предложения направлены исключительно на выправление возникших перегибов в правоприменении, устранение лакун в законах и должны помешать использовать юридическую казуистику для неуплаты налогов.
Важно отметить, что с точки зрения бизнеса маркетплейсы действуют абсолютно верно, отстаивая свои интересы. Они отлично развиваются, занимают доминирующее положение на рынке, обходя всех конкурентов за счет своих налоговых схем и косвенного подталкивания своих поставщиков к обходу закона. Маркетплейсы нанимают большие и сильные GR-команды для отстаивания своих интересов. Если мы хотим думать об интересах страны, то голоса маркетплейсов в вопросе регулирования их деятельности учитываться не должны.