На прошлой неделе Мантуров провел совещание по развитию станкоинструментальной промышленности на площадке Южного завода тяжелого станкостроения (ЮЗТС, г. Краснодар). Обращаясь к своему преемнику на посту министра промышленности и торговли Антону Алиханову, он отметил: «Пока, к сожалению, много случаев приобретения импорта при наличии на рынке своих аналогов» и предложил «нормативно запретить приобретать иностранное оборудование при наличии российского».
Посыл понятен: создать условия для сбыта продукции российским станкостроителям, судьба которых в новейшей истории России сложилась незавидно. Тот же ЮЗТС образован на мощностях Краснодарского станкостроительного завода им. Г. М. Седина, одного из крупнейших предприятий отрасли в СССР. Ведущий свою историю с 1911 года, завод был признан банкротом в 2016-м, а его активы проданы инвестору, который, не без поддержки руководства региона и Минпромторга России, восстановил производство и развивает его. С 2018 года предприятию были предоставлены субсидии на общую сумму более 1,1 млрд рублей. Учитывая, что выручка ЮЗТС за тот же период составила порядка 5 млрд, сумма значительная. Оказывать поддержку станкостроителям правительство планирует и в дальнейшем. «Главной опорой дальнейшего развития отрасли становится новый национальный проект, который уже реализуется. Его приоритеты вам хорошо известны. В текущем году предусмотрено бюджетное финансирование на 52 миллиарда рублей», — рассказал Денис Мантуров.
Вице-премьер имеет в виду национальный проект «Средства производства и автоматизации». Частью его должен стать федеральный проект «Развитие станкоинструментальной промышленности». Последний предполагалось подготовить еще весной 2023 года, но его разработка затянулась, а затем было принято решение включить его в национальный проект. Впрочем, и паспорт нацпроекта «Средства производства и автоматизации» пока не опубликован и, судя по всему, не утвержден. В него также входят федеральные проекты развития промышленной робототехники, литейного производства и термического оборудования, а кроме того, проект подготовки кадров для производства средств производства и автоматизации. Все эти документы должны способствовать увеличению выпуска в стране средств производства.
Антон Алиханов, в свою очередь, рассказал о планируемых мерах поддержки станкостроителей: «Сейчас совместно с Фондом содействия инновациям готовим третью программу с грантами до 50 миллионов рублей для содействия коммерциализации результатов НИОКР. Также в этом году с Корпорацией МСП хотим запустить механизм льготного кредитования малых и средних производителей станкоинструмента. В части нефинансовых мер поддержки Федеральный центр компетенций в сфере производительности труда будет консультировать компании по повышению эффективности производства. На сегодня уже проработан перечень из 25 компаний, которые первыми примут участие в этом мероприятии».
Надо сказать, что российское правительство ограничивает покупку станков иностранного производства с 2011 года. Тогда было принято соответствующее постановление, которое несколько раз обновляли и дополняли. Но суть оставалась прежней: предприятиям с государственным участием и бюджетным финансированием запрещено приобретать иностранные станки и оборудование при наличии российских аналогов. Впрочем, как сетовали сами станкостроители, этот запрет компании довольно легко обходили. Один из распространенных способов: технические задания составлялись так, что под них подходили по своим характеристикам только импортные станки, сроки изготовления выставлялись неподъемные для российских производителей и т. д.
Но если раньше ограничения накладывали только на предприятия, имеющие отношение к государству, то теперь запрет на покупку иностранного оборудования предлагается распространить и на частные. И здесь промышленники, признавая, что станкостроители действительно важны для экономики и нуждаются в поддержке, отмечают и негативные последствия такого шага.
«Строгий запрет на использование иностранных станков может привести к снижению качества, сроков поставки либо к увеличению стоимости конечного продукта — промышленного оборудования, которое, нужно не забывать, тоже конкурирует на рынке с иностранными позициями. И это, в свою очередь, может болезненно отразиться уже на российских машиностроителях», — уверен директор завода «НАТЭК-Нефтехиммаш» Александр Берсенев. Он считает, что государственная поддержка важна в целом для всей российской промышленности, поэтому необходимо соблюсти баланс интересов между различными участниками этого сектора, не только применяя заградительные меры, но и внедряя различные льготные программы и осуществляя дополнительные инвестиционные проекты.
Алексей Равинский, генеральный директор Zapusk Group (реализует инфраструктурные проекты в сфере энергетики), признает, что качество и надежность российского оборудования постепенно растут, но отмечает, что полная замена импортных аналогов отечественной продукцией должна происходить естественным путем: через улучшение характеристик и снижение стоимости владения. «Принудительные меры могут привести к снижению производительности предприятий, увеличению простоев и, как следствие, к росту себестоимости продукции, — говорит Равинский. — Вместо жесткого запрета сначала стоит создать условия для повышения конкурентоспособности отечественного оборудования: модернизации производства, внедрения современных технологий, развития сервисной инфраструктуры и обеспечения качественной послепродажной поддержки».
Вместе с тем ряд экспертов отмечают, что сегодня в Россию поставляется в значительной части оборудование из КНР, с которым отечественное вполне может конкурировать по таким параметрам, как качество и функциональность, но которому часто проигрывает по цене. И здесь субсидии со стороны государства, обеспечивающие снижение стоимости оборудования для конечного потребителя, могли бы помочь. Как и другие действия, направленные на достижение этой цели.