В Москве разгорается скандал вокруг цирка на проспекте Вернадского, который московские власти решили снести. Спусковым крючком для общественного недовольства стала публикация столичным мэром Сергеем Собяниным крайне неоднозначной концепции нового здания цирка.
В этой истории странно многое. Осенью прошлого года Москомархитектура объявила конкурс на разработку архитектурной концепции обновленного цирка. В условиях было четко сказано, что в здании пройдет реконструкция. Но в начале февраля этого года в телеграм-канале Сергея Собянина вдруг были приведены два весьма странных рендера нового цирка: цветастое здание в виде шатра и большой вспомогательный корпус. Термин «реконструкция» по-прежнему звучит, но по факту предполагается снести старое здание и построить два новых. «Я сначала считал, что, если это реконструкция, это неплохо. Но оказалось, что там просто снесут цирк и на его месте построят какое-то чудовище в три раза больше. Здание нельзя строить в том виде, в каком оно сейчас», — говорит столичный архитектор Николай Лютомский.
Другой странный момент: итоги конкурса официально так и не были подведены, победитель неизвестен. Совершенно непонятно и чей проект опубликовал столичный мэр. На сайте Института Генплана, который был оператором конкурса, сказано, что проектированием займется столичное бюро Apex. Оно известно тем, что часто профессионально адаптирует и сопровождает проекты иностранных архитекторов. Само бюро пока отказывается признавать авторство данного проекта и скрывает степень своего участия. В общем, какой-то детектив: автор проекта неизвестен, от него все открещиваются.
Опубликованные рендеры проекта тоже удивляют: слишком цветасто, нарядно, аляповато — и совсем неуместно среди ансамбля спокойной сталинской неоклассической застройки района около метро «Университет» и рядом с главным зданием МГУ. Возможно, где-то на периферии города такой цирковой-игровой проект после доработки и мог бы быть реализован, но он не должен разрывать сложившийся городской ландшафт. В том виде, как он опубликован, проект не выглядит и профессиональной работой: он не в масштабе, с гипертрофированными деталями, его практически невозможно построить. С учетом того, что авторы неизвестны, это похоже на продукт работы искусственного интеллекта.