Рейс на русский Куршевель

Александр Неретин
Руководитель направления по комплексным транспортным проектам Центра экономики инфраструктуры (ЦЭИ)
Петр Лавриненко
Директор по инфраструктурным финансам ЦЭИ
24 марта 2025, 06:00 №13

Повышение доступности новых туристических кластеров — важный драйвер развития аэропортовой сети. Кроме того, будет тиражироваться удачный опыт Ростова-на-Дону и Саратова по строительству новых аэропортов вне пределов крупных городов. Третий приоритет — сохранение доступности удаленных малых населенных пунктов воздушным транспортом

ЕГОР АЛЕЕВ/ТАСС
В рамках нацпроекта КПМИ впервые в постсоветский период в России было построено два новых крупных аэропорта — Платов в Ростове-на-Дону (открылся в 2017 году) и Гагарин в Саратове (в 2019 году). Старые воздушные гавани в этих городах были расположены в городской черте, и возможности их реконструкции и расширения были ограничены. До 2030 года планируется тиражировать этот опыт, реализовав два крупных гринфилд-проекта по строительству новых аэропортов за пределами Омска и Иркутска
Читайте Monocle.ru в

«Мы много инвестируем в наш всесезонный курорт “Манжерок”, чтобы вместе с правительством Республики Алтай сделать его лучшим курортом в мире для летнего и зимнего отдыха. Для этого нужна инфраструктура», — заявил президент Сбера Герман Греф 6 марта на церемонии подписания концессионного соглашения по реконструкции аэропорта Горно-Алтайска. Работы включают в себя удлинение взлетно-посадочной полосы, будет построена новая и реконструированы действующие рулежные дорожки, увеличено количество мест стоянок для самолетов. Планируется также построить современный аэровокзал. После модернизации аэропорт получит международный статус. Предполагается, что обновленный аэропортовый комплекс Горно-Алтайска к 2030 году сможет принимать более 1,3 млн пассажиров в год. Действующий аэропорт не справляется с растущим потоком туристов: в прошлом году воздушным транспортом в столицу Алтая было перевезено 475 тыс. человек, этот показатель за последние пять лет увеличился в 4,7 раза и более чем вдвое превышает население всей республики.

Общая стоимость реализации проекта составляет более 10 млрд рублей, из них 2,2 млрд — взнос концессионера, АО «Аэропорт Горно-Алтайска», единоличным собственником которого является Сбер. Остальное — средства федерального бюджета. Завершить все работы планируется до конца 2027 года — одновременно с окончанием работ по обустройству курорта, расположенного в 40 километрах от столицы региона.

Новые аэропорты получат быстро развивающиеся центры туризма —Архыз в Карачаево-Черкесии, Шерегеш на юге Кузбасса и Манжерок на Горном Алтае

Всего по концессионной схеме в стране планируется обновить 28 аэропортов в рамках нового национального проекта «Эффективная транспортная система». Как изменится сеть аэропортов России в ближайшем будущем?

Футбол и нацпроекты

За последние десять лет развитие аэропортовой инфраструктуры страны получило два мощных импульса. Первым стало проведение Чемпионата мира по футболу 2018 года, в ходе подготовки к которому были кардинально реконструированы сразу несколько аэропортов в европейской части страны — в Волгограде, Екатеринбурге, Казани, Саранске и других городах, которые принимали матчи и десятки тысяч болельщиков.

Одним из самых ярких событий во время подготовки транспортной инфраструктуры к проведению масштабного спортивного мероприятия было строительство нового аэропорта Платов в Ростове-на-Дону, который стал первым крупным региональным аэропортом в современной России, построенным с нуля по модели ГЧП: 19 млрд рублей вложил холдинг «Аэропорты регионов», 18 млрд рублей выделено из федерального бюджета и 10 млрд рублей — из бюджета Ростовской области. К 2021 году он сохранил статус одного из крупнейших хабов Юга России, но, несмотря на наличие современной инфраструктуры и значительной пропускной способности (более 1500 человек в час), испытал сокращение пассажиропотока по сравнению с рекордными для него 2018 и 2019 годами, оставаясь «в тени» аэропорта Краснодар.

Другим аэропортом, значительно модернизированным к проведению ЧМ-2018, стал Саранск. Не только объекты аэродрома (ВПП, перроны, места стоянки и др.), но и пассажирский терминал аэропорта Саранска сооружены за счет федерального и регионального бюджетов без привлечения частного финансирования. До 2016 года это был маленький и устаревший аэропорт, который мог принимать только небольшие самолеты (до 100 кресел), но в 2018-м он получил терминал пропускной способностью 300 человек в час и усиленную асфальтобетонную ВПП. В 2014‒2016 годах пассажиропоток аэропорта составлял около 30 тыс. человек в год, но благодаря модернизации к 2019 году он вырос втрое, до 90 тыс. человек.

Вторым, еще более мощным и системным толчком к развитию аэропортовой сети стал Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (КПМИ), один из 13 национальных проектов «первой волны», утвержденных в 2018 году и действовавших с 2019-го по 2024-й. В составе КПМИ важное значение имел федеральный проект «Развитие региональных аэропортов и маршрутов». Его гранд-задачей было нарастить пассажиропоток в обход Москвы, поэтому развитию региональных аэропортов придавалось первостепенное значение. Федеральные средства приоритетно выделялись на реконструкцию взлетно-посадочных полос и аэродромной инфраструктуры, которые находятся в федеральной собственности, а частные средства, в первую очередь средства аэропортовых холдингов, привлекались для расширения существующих пассажирских терминалов и строительства новых.

Четыре буквы: итоги

С 2019 по 2025 год (несмотря на прекращение действия нацпроекта КПМИ в 2024 году, часть профинансированных в его рамках работ будет завершена в 2025-м) проведена реконструкция более чем 30 региональных и 22 малых аэропортов. В 2019 году на новом месте был построен аэропорт Гагарин (Саратов) с использованием схемы ГЧП: за счет федерального бюджета построен аэродром с ВПП и сопутствующей инфраструктурой, из регионального бюджета профинансированы подъездные пути и внешние коммуникации, а ВЭБ.РФ вложил средства в строительство пассажирского терминала. На примере этого проекта очень ярко проявилась необходимость выноса аэропорта из центра города: в 2014‒2019 годах он обслуживал около 450 тыс. человек в год, рост прекратился из-за отсутствия возможности пропускать большее число рейсов. А в прошлом году пассажиропоток аэропорта составил уже 1,15 млн человек.

Последняя пятилетка ознаменовалась вводом новых крупных пассажирских терминалов в крупных узловых аэропортах страны — московском Шереметьево, новосибирском Толмачево, а также в Южно-Сахалинске и Хабаровске. В первых двух это в существенной мере поспособствовало расширению маршрутной сети и улучшению обслуживания пассажиров, многие из которых являются трансферными. Авиакомпания «Аэрофлот» перенесла все свои внутренние и международные рейсы в новые терминалы B и C аэропорта Шереметьево, обладающие резервом пропускной способности, что способствовало приросту пассажиропотока в 2024 году на 20%. Авиакомпания S7 Airlines сконцентрировала усилия на развитии хаба в Новосибирске, постепенно сокращая свое присутствие в московском аэропорту Домодедово.

Остро стоит вопрос расширения аэропорта Сочи, который достиг пределов пропускной способности

А вот пассажиропоток реконструированных аэропортов Южно-Сахалинска и Хабаровска пока растет умеренными темпами (10‒12% в год), хотя перспектива более высокого роста у них есть за счет хабового потенциала: все большей популярностью пользуются трансферные перевозки в Китай, а в перспективе в страны Юго-Восточной Азии, Южную Корею, Японию (это был важный для них рынок до того, как на маршрутную сеть оказали влияние геополитические ограничения). Кроме того, аэропорт Южно-Сахалинска обладает возможностью увеличить пассажиропоток благодаря усилению внутреннего туризма: посещение Курильских островов и развитие кластера горнолыжного отдыха «Горный воздух». Но относительно сдержанные темпы роста вызваны необходимостью субсидировать региональные перевозки дальневосточной авиакомпании «Аврора» и плоскими тарифами на магистральных маршрутах «Аэрофлота» из Москвы на Дальний Восток, что ограничивает провозные емкости.

Повышенное внимание в вопросе модернизации инфраструктуры уделялось и ряду других узловых аэропортов страны. Весной 2025 года ожидается ввод нового пассажирского терминала в Минеральных Водах, так как прежний уже не справляется с растущим пассажиропотоком. Остро стоит вопрос расширения аэропорта Сочи, который тоже достиг пределов роста из-за ограниченной пропускной способности. Но принципиальные решения о его реконструкции откладываются до открытия других аэропортов Юга страны.

В Красноярске новый пассажирский терминал был введен в 2017 году, но в рамках КПМИ в 2022‒2024 годах проводилось расширение площади перрона до 111 тыс. кв. м, увеличение числа стоянок воздушных судов до 16 единиц.

Отдельно следует отметить строительство аэропорта в Тобольске на новой площадке. Аэропорт Тобольск открыт в 2021 году. Он построен целиком на частные средства «Сибур Холдинга» и за последний год увеличил пассажиропоток почти в два раза, с 38 тыс. до 68 тыс. человек. Столь высокие темпы роста связаны с высокой авиационной подвижностью местных жителей и вахтовых работников, занятых на строительстве новых объектов «Запсибнефтехима», одного из крупнейших в стране нефтехимических комбинатов (входит в «Сибур»), а также с туристической ценностью города.

Рост внутреннего туризма дал толчок строительству нового терминала аэропорта в Геленджике, где в 2021 году пассажиропоток вырос по отношению к уровню 2019 года более чем втрое, до 1,04 млн человек. Ранее он обладал пропускной способностью 140 пассажиров в час — существенно меньше, чем у многих региональных аэропортов России. Новый терминал площадью почти 17 тыс. кв. м имеет нормативную пропускную способность около 900 человек в час. В полную силу он так и не успел заработать по причине закрытия аэропортов Юга России в связи с началом специальной военной операции. Терминал построили достаточно быстро — за 18 месяцев. Инвесторами проекта были ВТБ, банк «Россия», а также группа частных инвесторов. Общий объем частных инвестиций в проект составил около 6 млрд рублей, а сам он реализовывался по уже популярному механизму СЗПК (соглашение о защите и поощрении капиталовложений). В 2025‒2026 годах планируется дальнейшая модернизация аэропорта: создание прогулочного парка между зданием терминала и новым зданием производственных служб, строительство парковки. Начало эксплуатации покажет, достаточно ли уже проведенных мероприятий и может ли потребоваться дальнейшее расширение аэропорта с учетом быстрых темпов прироста пассажиропотока в прошлые годы.

Более 20 аэропортов, подвергнувшихся реконструкции в рамках нацпроекта КПМИ, обслуживают малые населенные пункты. Преимущественно модернизация была проведена в аэропортах Республики Саха (Якутия) — таких как Верхневилюйск, Жиганск, Белая Гора, Депутатский, Сангар, Хандыга, Вилюйск, Черский, Полярный, Усть-Нера. Проведенные мероприятия не приведут к резкому росту пассажиропотока, но существенно улучшат качество обслуживания пассажиров и надежность сообщения с территориями, где авиация зачастую является безальтернативным видом транспорта.

Идентификация хабов

Мы расположили все действующие аэропорты России в координатной плоскости, где по горизонтали отложена численность населения городских агломераций (в периметр агломерации включались населенные пункты в пределах полуторачасовой автомобильной доступности от ее центра), а по вертикали — пассажиропоток аэропортов центра агломерации в 2024 году (см. график 2). Предсказуемо налицо прямая пропорциональная зависимость: чем больше город, тем, при прочих равных, больше пассажирооборот. Из-за своих масштабов аэропорты московского авиаузла и Санкт-Петербурга не поместились на графике. Если оставить аэропорты двух столиц за рамками рассмотрения, то получается, что в среднем каждый постоянный житель агломерации генерирует примерно два авиасобытия в год. Ну и явно выделяются авиахабы, которые обслуживают большое количество иногородних пассажиров, включая трансферных. Так, в Сочи отношение пассажиропотока к численности агломерации в 2024 году составило почти 24 (но в этом случае намного больше вклад туристов, нежели трансферных пассажиров, которые тут тоже присутствуют благодаря развитой маршрутной сети зарубежных направлений). Высокие коэффициенты авиамобильности у таких воздушных гаваней, как Калининград (5,7), Магадан (5,1), Горно-Алтайск (5,0), Новосибирск (4,3), Минеральные Воды (4,1), Екатеринбург (3,8), Хабаровск (3,5), Иркутск (3,3), Казань (3,2), Уфа (3,0), Красноярск и Владивосток (оба 2,9). Из них к числу значительных хабовых аэропортов можно в первую очередь отнести Новосибирск, Екатеринбург, Хабаровск, Иркутск, Красноярск и Владивосток; в случае Калининграда, Горно-Алтайска, Минеральных Вод и Казани высокий вклад внес туристический поток, а у жителей Магадана высокая авиамобильность из-за отсутствия устойчивого альтернативного пассажирского транспорта.

Чрезвычайно активны северные вахтовые хабы — Игарка (103,1), Новый Уренгой (10,1), Салехард (10,0) и др. Реконструированный «Роснефтью» аэропорт Игарки, расположенный на одном из островов в русле Енисея, служит перевалочным пунктом для доставки на объекты «РН-Ванкор» и «Восток-Ойл» вахтовых и подрядных смен с Большой земли и обратно. Для местных жителей, которых в заполярном поселке осталось всего 3500 человек, организованы два рейса в неделю до Красноярска, на корпоративный чартер человеку со стороны билет не продадут.

Стратегия аэропортовых холдингов

Значительная часть российских аэропортов входит в состав частных холдингов, крупнейшими из которых являются «Новапорт», «Аэропорты регионов» и «Аэродинамика» (ранее — «Базэл Аэро»).

В управлении «Новапорта» находится 24 аэропорта с суммарным пассажиропотоком более 35 млн человек. На 2025 год основатель и владелец холдинга Роман Троценко ожидает роста числа пассажиров еще на 6%. Холдинг проводит активную инвестиционную политику, в том числе в рамках национальных проектов. За период с 2018 по 2023 год инвестиции «Новапорта» составили 42,5 млрд рублей. Большие планы у объединения и на будущее. В планах у холдинга — более 100 тыс. кв. м новых терминалов и более 100 млрд рублей капвложений, в том числе в совершенно новые аэропорты, такие как Шерегеш в Кемеровской области, рядом с горнолыжным курортом, уже известным далеко за пределами Кузбасса. Кроме того, именно «Новапорт» рассматривается как потенциальный инвестор в такие проекты, как новый аэропорт в Иркутске (возможна также реализация силами «Аэропортов регионов»), расширение калининградского аэропорта Храброво и удлинение магистральной рулежной дорожки, а также строительство второго терминала в Пскове.

У второго по размеру объединения — «Аэропорты регионов» (АР) — в управлении находится уже 10 аэропортов, в том числе Екатеринбург, Самара, Нижний Новгород, Саратов, Ростов-на-Дону. Ранее управляющей компанией владел Виктор Вексельберг, однако после включения в санкционные списки еще в 2018 году он продал свою долю. Сейчас АР принадлежит компании «Ретранс», которой владеют бывшие топ-менеджеры «Реновы». Суммарный пассажиропоток объединения ровно в два раза меньше, чем у лидера: около 18 млн человек. В портфеле проектов АР — строительство новых аэропортовых комплексов в Омске и Карачаево-Черкесской Республике (аэропорт Архыз, рядом с одноименным горнолыжным курортом). Уже сейчас активно строятся новые терминалы в Петропавловске-Камчатском, Оренбурге и Благовещенске. Последние два проекта реализуются в рамках совместного с «Новапортом» проекта АБС — «Аэропорты большой страны».

Третье объединение — «Аэродинамика» (ранее — «Базэл Аэро» в составе группы «Базовый элемент» Олега Дерипаски) — имеет в своем портфеле три крупных аэропорта Краснодарского края: Сочи (Адлер), Краснодар (Пашковский) и Анапа (до 2018 года в группу также входил аэропорт Геленджик, купленный затем банком ВТБ). Несмотря на скромный портфель, все эти аэропорты имеют большие перспективы развития. В 2024 году аэропорт Краснодара, Минэкономразвития России и администрация Краснодарского края подписали СЗПК в рамках проекта строительства нового аэровокзального комплекса и объектов аэропортовой инфраструктуры, общая стоимость инвестиций составит порядка 60 млрд рублей, из которых около половины будет покрыта самим холдингом. Прорабатывается также проект развития аэропортов Сочи (20‒25 млрд рублей) и Анапы (частичные работы ведутся уже несколько лет).

Перспективная сеть — 2030

В связи с завершением действия нацпроекта КПМИ модернизация аэропортов России будет выполняться до 2030 года в рамках нового федерального проекта «Развитие опорной сети аэродромов» в составе национального проекта «Эффективная транспортная система», который, по сути, станет «бесшовным» продолжением КПМИ. В новом федеральном проекте предусматривается, что доля внебюджетных источников должна быть существенно выше, чем в предыдущем нацпроекте: 24% против 14%. С использованием механизма концессий может быть модернизовано не менее трети всех проектов. В целом предусмотрены реконструкция и строительство еще 75 аэропортов, но точного их перечня пока не сформировано. Какие аэропорты могут войти в их число?

Приоритетные объекты уже обсуждаются на комиссиях Государственного совета РФ, посвященных развитию транспортной системы страны, в том числе с правительствами субъектов федерации. Малые аэропорты Арктической зоны, Сибири, Дальнего Востока по-прежнему останутся важной частью программы реконструкции. Например, известно, что капитальное строительство и реконструкция объектов запланированы в трех малых аэропортах Иркутской области — Киренске, Ербогачёне и Усть-Куте. По инициативе губернатора Иркутской области предлагается включить в перечень еще один аэропорт региона — Бодайбо, где ожидается реализация крупных проектов в сфере золотодобычи, что определенно увеличит объем регулярных вахтовых перевозок на эту территорию.

Теперь намного больше внимания будет уделяться аэропортам в районах существующих и перспективных туристических кластеров страны. Так, пассажиропоток аэропорта Храброво (Калининград) рос с 2019 по 2024 год со среднегодовым темпом роста 15%, аэропорта Уйташ (Махачкала) — 14%, Сочи — 15%. Поэтому обсуждаются проекты строительства новых пассажирских терминалов в Ярославле, Вологде, существенное расширение пропускной способности в Казани и Калининграде. Как мы уже сказали, принято решение о реконструкции аэропорта Горно-Алтайска.

Если до 2025 года новые аэропорты (имеются в виду те места, где ранее воздушное сообщение полностью отсутствовало) строились в местах добычи полезных ископаемых, например в Бованенково, Сабетте, Эльге, то теперь они будут сооружаться в центрах туризма. Так, Карачаево-Черкесская Республика впервые получит регулярное воздушное сообщение благодаря ожидаемому строительству аэропорта в Архызе; новый аэропорт появится на юге Кемеровской области в Шерегеше. Сейчас отдыхающие добираются до этих мест через аэропорты Минеральных Вод и Новокузнецка соответственно, но поездка наземным транспортом отнимает от двух с половиной до четырех часов, что сдерживает туристические потоки. В связи с высокой популярностью туризма на Кавказе рассматриваются проекты модернизации аэропортов во Владикавказе, в Нальчике и Назрани, в которых сейчас не очень просторные пассажирские терминалы (пропускная способность ограничена 150‒300 человек в час).

Якорными проектами ближайшей пятилетки должны стать строительство новых аэропортов в Краснодаре, Иркутске, Омске и строительство второй очереди аэропорта Пулково в Санкт-Петербурге. В случаях Омска и Иркутска это обусловлено расположением аэропортов в городской черте: растущие требования к безопасности полетов, снижению уровня шума и необходимость свободных площадей для развития приводят к необходимости перенести аэропорт на новое место. Основной ограничитель роста пассажиропотока в аэропортах Краснодара и Санкт-Петербурга — пассажирские терминалы, которые исчерпали пропускную способность.

Планируется также расширение пассажирских терминалов в региональных центрах, например в Барнауле и Тюмени, где пассажиропоток растет настолько быстрыми темпами, что в ближайшие годы это приведет к исчерпанию их пропускной способности.