Возвращение русского газа в Европу: Трампу придется выбрать сторону

Сергей Старосельский
Независимый эксперт, кандидат экономических наук
31 марта 2025, 06:00
№14

Одним из возможных способов восстановления трубопроводного экспорта российского газа в Европу может стать передача украинской газотранспортной системы или уцелевшей ветки «Северного потока-2» под американский контроль

AP PHOTO/RONALD ZAK
Один из крупнейших газораспредительных хабов в Западной Европе в австрийском Баумгартене
Читайте Monocle.ru в

После исторического звонка президента США Дональда Трампа президенту РФ Владимиру Путину 12 февраля 2025 года предметом бурных обсуждений в свете обозначившейся перспективы завершения военного конфликта на Украине закономерно стал вопрос о возвращении российского природного газа на европейский рынок.

Авторитетная консалтинговая компания Wood Mackenzie видит три варианта развития событий в зависимости от исхода мирных переговоров. Первый сценарий предполагает, что быстрого мира не будет. Это означает, что ЕС продолжит непримиримую борьбу с газом из РФ, что, однако, не сулит европейским покупателям ничего хорошего из-за роста цен. Во втором сценарии принудительного мира, навязанного Украине США и Россией, который Wood Mackenzie считает наиболее вероятным, возможен ограниченный возврат российского трубопроводного газа и СПГ на рынок ЕС. Согласно третьему сценарию — всеобъемлющего и взаимоприемлемого мирного соглашения, Россия может увеличить экспорт по трубопроводам на 50 млрд кубометров в год к 2027 году. Снятие санкций с российского СПГ увеличит его экспорт до 12 млн тонн в год, говорится в исследовании.

Однако глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен на пресс-конференции в Брюсселе 9 марта сделала заявления, отрезвляющие сторонников восстановления поставок российского газа в Европу. Она в который раз подтвердила твердую приверженность ЕС курсу на отказ от энергоносителей из РФ. На следующий день фон дер Ляйен вторила представитель ЕК по энергетическим вопросам Анна-Кайса Иконе, которая на вопрос о возможности восстановления транзита через Украину, заявила: «…Мы открыты для любых решений, которые соответствуют нашей инициативе REPowerEU (принята в мае 2022 года. — “Монокль”), предусматривающей постепенный отказ от импорта российских энергоносителей». Заявляя о готовности искать такие решения по украинскому транзиту, Иконе была прекрасно осведомлена, что никакими поисками заниматься не придется. Свободных объемов газа, способных заменить российский газ в украинском транспортном коридоре, попросту нет.

Тем временем в Германии идет формирование нового коалиционного правительства, и к 10 марта, перед началом переговоров между ХДС/ХСС и СДПГ, был подготовлен проект рамочного документа в отношении энергетической политики. В частности, партии намерены добиваться снижения цен на энергоносители и поддерживают строительство 20 ГВт новых мощностей газовых электростанций. Упоминания о газе из России в документе нет, так как само самой разумеется, что будущее правительство не собирается использовать его для восстановления экономического роста и решения экологических задач в Германии. Представить, что новый канцлер Германии без сильного нажима извне добровольно поменяет свою позицию, невозможно.

Вот и все, кажется, вопрос исчерпан. Фон дер Ляйен покинет свой пост только в 2029 году и будет с маниакальным упорством следовать «политическим руководящим принципам». Это значит, что в ближайшие годы на смягчение курса в отношении российского газа рассчитывать не приходится и события будут развиваться по первому сценарию, начертанному Wood Mackenzie. Иными словами, даже после урегулирования военного конфликта на Украине российский газ в Европу не вернется, если, конечно, не произойдет ничего неординарного.

В каждом уже решенном вопросе остаются нюансы. В Европе есть силы, которые заинтересованы в возвращении российского газа. Это газовые диссиденты — Венгрия и Словакия — и широкий круг компаний в Центральной и Восточной Европе, интересы которых пострадали после остановки транзита через Украину. Эти компании высказали свое несогласие с политикой Еврокомиссии. В письме к Фон дер Ляйен в декабре 2024 года они попытались убедить руководство ЕК в том, что неразумно ставить интересы геополитики выше экономических интересов компаний и стран ЕС. Следует заметить, что сама фон дер Ляйен признала, что снижение зависимости от российского газа уже привело к серьезным энергетическим проблемам. Но ничего менять она не собирается, а письмо проигнорировала, предложив не зацикливаться на российском газе и искать иных поставщиков. Вот только где их найти в ближайшие пару лет?

И вот в расстановку сил между противниками и сторонниками возвращения газа из РФ в Европу вмешивается новый игрок — США. Но прежде чем рассмотреть, к чему приведет это вмешательство, посмотрим, чего добились газовые диссиденты.

Чего добились Венгрия и Словакия?

Борьба ЕС с энергоносителями из РФ больно ударила по экономическим интересам этих не самых богатых стран Евросоюза особенно после прекращения транзита природного газа через территорию Украины. Инструментом продвижения своих интересов в области энергетики Венгрия и Словакия избрали угрозу блокировать решения по санкциям в отношении РФ и помощи Украине, так как в ЕС важнейшие решения принимаются на основе консенсуса.

Так, угроза воспользоваться правом вето и блокировать военную помощь Украине позволила Словакии 6 марта включить в заключительный документ экстренного саммита послов ЕС пункт 12 (всего в документе было 13 пунктов), в котором содержится призыв к ЕК, Словакии и Украине нарастить усилия по поиску работающего решения по вопросу транзита, включая его возобновление.

Призыв никакого действия не возымел. ЕК отказалась давить на Украину, заявив, что решение о транзите относится к суверенным правам страны. Отметим, что и директива была одобрена в ослабленном варианте и не содержала прямого требования восстановить транзит — только «нарастить усилия». Частично слабость резолюции была связана с позицией самой Словакии. Премьер-министр страны Роберт Фицо заявил (видимо, чтобы не давать в руки оппозиции аргументы для критики его правительства), что страна кое-как, но обеспечена газом, поступающим через Венгрию, а основная проблема заключается в потере транзитных доходов. Воспользовавшись такой формулировкой, ЕК начала навязывать Словакии нежизнеспособную схему возобновления транзита через вертикальный газовый коридор: ПХГ Украины аккумулируют газ из СПГ-терминалов в Греции и Польше, и далее он следует в Австрию через Словакию.

Словакия, тем не менее, не отказалась от требования возобновить транзит российского газа через Украину. Роберт Фицо 20 марта заявил, что он готов наложить вето на любые новые санкции против РФ, если они препятствуют процессу мирного урегулирования.

Венгрия, действуя аналогичным образом, заявила, что не согласится на продление военной помощи Украине, если не получит гарантий энергобезопасности от ЕС. Угроза вето сработала. Третьего марта Венгрия получила пакет таких гарантий от ЕК. Однако вскоре обнаружилось, что ЕК не способна или не хочет их обеспечить. В ответ на удары дронами ВСУ по инфраструктуре «Турецкого потока» и по нефтепроводу «Дружба» Венгрия заявила, что рассматривает их как покушение на свой суверенитет.

Наиболее серьезный шаг по защите своих национальных интересов Венгрия предприняла 6 марта на экстренном саммите послов ЕС по Украине в Брюсселе. Евросоюз пытался таким образом склонить украинскую сторону к отказу от мирных переговоров и взаимодействия с США. Министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто прямо заявил, что не позволит как-либо препятствовать российско-американским инициативам. В конечном счете Венгрия вновь заблокировала итоговый документ саммита ЕС по Украине 20 марта.

Идеологический надлом евроатлантической оси Вашингтон — Брюссель, несомненно, усилил позиции премьер-министра Венгрии Виктора Орбана, который принял на себя роль проводника нарративов администрации Дональда Трампа. Он призвал к реформированию Евросоюза на новых принципах с ослаблением роли бюрократической верхушки ЕК и возвращением государствам «незаконно отобранных» компетенций.

Восстановление работы одной из ниток «Северно го потока-2» для поставок российского газа при посредничестве американских компаний некритично с точки зрения доминирования США на европейском газовом рынке

Однако «агенты Сороса в ЕК», по выражению Орбана, сдавать позиции не собираются. В ответ на требования гарантировать энергобезопасность стран Восточной и Центральной Европы и вернуть транзит через Украину Еврокомиссия начала откровенно тянуть время, давая пустые обещания. Параллельно с этим ЕС оказывает поддержку оппозиции с целью смены правительств в Словакии и Венгрии и восстановления тем самым идеологической монолитности Евросоюза. Как одна из мер противодействия оппортунизму рассматривается возможность отказа от консенсуса при принятии важных решений путем лишения отдельных стран права голоса. Таким образом, вопрос о газе и других энергоносителях из РФ подтачивает одно из системообразующих условий принятия решений в ЕС — консенсус.

Позиция Трампа

Вскоре после инаугурации Дональд Трамп неожиданно заявил, что он готов покупать русскую нефть и природный газ. Это стало сюрпризом, так как в течение своего первого президентского срока Трамп слыл ярым противником поставок природного газа из РФ в Европу. При нем были приняты первые санкции против углеводородов из России. Что же изменилось с тех пор?

Выскажу свои соображения на этот счет. Прежде всего, США добились своей цели по замещению российского трубопроводного газа американским. Но перед Трампом встала совсем другая задача: обеспечить выполнение взятых на себя высоких обязательств перед союзниками в Европе в условиях, когда готовность американских проектов по сжижению в США отложена на несколько лет в сравнении с запланированными сроками.

Причин задержки несколько. Это и проблемы с подрядчиками, которые не справились со своими задачами из-за ковида, роста издержек и процентных ставок. Это и мораторий на выдачу новых лицензий на экспорт СПГ, введенный при Джо Байдене. Это и отказ партнеров в Европе и Азии от подписания долгосрочных контрактов на поставку с терминалами, что делает невозможным принятие окончательных инвестиционных решений. Без таких контрактов попросту не получить длинных денег от банков. Поэтому новая волна американских СПГ-проектов, способная покрыть растущий глобальный спрос уже в 2025 году, как предполагалось ранее, переносится на 2027‒2029 годы. Кроме задержек с терминалами проблемы для Трампа создает и растущий спрос на природный газ в самих США на фоне исчерпания запасов на большинстве месторождений.

Потому перед Трампом возникает необходимость подстраховаться на случай, если американский нефтегаз самостоятельно не сможет исполнить свои долгосрочные обязательства перед Европой.

В качестве подстраховки американских поставок СПГ в Европу может служить одна из неповрежденных ниток «Северного потока-2» мощностью 27,5 млрд кубометров. Восстановление работы этой нитки для поставок российского газа при посредничестве американских компаний некритично с точки зрения доминирования США на европейском рынке. По оценке ЕК, в 2021 году на долю России приходилось 45% газового импорта стран ЕС, в 2024-м эта доля сократилась до 19%, а после остановки украинского транзита — до 13%.

Интерес к газу из РФ как некой подстраховке не составляет исключения. Трамп заявил, что ему не нужна канадская нефть, но он не откажется от канадского газа. И еще из последних новостей: США не боятся выборочно поддерживать СПГ-проекты по всему миру. Администрация Трампа предоставила кредит на 4,7 млрд долларов французской TotalEnergies на реализацию СПГ-проекта в Мозамбике.

Ситуация с Россией все же особый случай, Трампу предстоят сложные переговоры по урегулированию отношений с Россией, низведенных при Байдене до уровня прокси-войны. Российская сторона, без сомнения, поставила перед администрацией президента США вопрос о компенсациях в той или иной форме за диверсии на «Северных потоках».

Коммерческая сторона контроля США над потоками газа в Европу

Второй звонок Трампа Путину, состоявшийся 18 марта, показал, что сферой экономических интересов США являются не только и не столько редкоземельные металлы Украины, а ее энергетический сектор, в том числе газотранспортная система. По итогам переговоров Россия приняла на себя обязательства установить 30-дневный мораторий на удары по энергетическим объектам Украины.

Трамп не был бы Трампом, если бы продажа российского газа под видом псевдоамериканского не стала прибыльным бизнесом. Возможным источником доходов для американских компаний могут стать и платежи за транзит газа по трубопроводу. Это произойдет в случае, если американские инвесторы станут совладельцами газопровода «Северный поток-2» или экспортных газопроводов через Украину.

Такая схема экспорта с участием американских компаний теоретически не очень устаивает Россию, но она лучше, чем простаивающие газопроводы. Простаивают они не только за пределами страны, но и в самой РФ, а это не только расходы на поддержание нефункционирующего оборудования, но и целые поселки оставшихся без работы газовиков.

Что даст РФ экспортная прокладка в виде псевдоамериканского газа, который является российским по происхождению? Ранее Еврокомиссия категорически отрицала схему восстановления экспорта трубопроводного газа из России под видом газа другого экспортера. Но речь тогда шла о псевдоазербайджанском газе, в случае с псевдоамериканским Европе будет непросто отказать. Доходы от такого экспорта будут существенно превышать стоимость реализации на внутреннем рынке РФ, вопрос лишь в том, чтобы договориться с контрагентами из США о справедливом разделении прибылей.

За последние годы европейские русофобы нагромоздили немало баррикад на пути газа из России в Европу. Среди этих препятствий на корпоративном уровне следует отметить несправедливые решения международных арбитражей, которые присудили европейским компаниям право на безакцептное списание в свою пользу выручки от продажи российского газа. Вспомним в связи с этим недружественное поведение австрийских, немецких и чешских компаний. Для псевдоамериканского газа этой преграды на корпоративном уровне не существует.

Наконец, совместное владение газопроводами гарантирует снижение геополитических рисков в их работе, что может стать реинкарнацией плана «Газпрома» по созданию международного консорциума по управлению газотранспортной системой Украины. От этого плана украинская сторона под давлением евроатлантистов высокомерно отказалась в начале 2000-х годов.

Кстати, возобновить экспорт российского газа по украинскому коридору проще, чем через «Северные потоки», так как покупатели в лице Венгрии и Словакии целиком и полностью поддерживают восстановление таких поставок. В случае «Северных потоков» пришлось бы преодолевать сопротивление Германии.

Известна склонность Трампа к быстрым и простым решениям. Поэтому нельзя считать случайным совпадением, что удары по газопроводу в Судже, по которому природный газ поступал до 31 декабря 2025 года из Курской области России в Европу, были нанесены Вооруженными силами Украины именно 22 марта, через несколько дней после телефонного разговора Трампа с Путиным. Цель этой поспешной акции — помешать быстрому восстановлению транзита газа из РФ в Венгрию и Словакию. Напомним, что Трамп собирается подписать всеобъемлющее соглашение о прекращении военных действий к Пасхе — к 20 апреля.

Простых решений не будет

Возобновлению работы газопровода «Северный поток-2» с участием американских компаний был посвящен поток публикаций в ведущих западных СМИ. Однако все упомянутые в статьях лица отрицали свое участие в переговорах. В пятницу 14 марта вице-премьер РФ Александр Новак пресек все слухи о возможности участия США в проектах «Северных потоков». Он официально заявил, что «вопрос о возобновлении работы “Северных потоков” пока не актуален».

В самом деле, на повестке дня сейчас стоит вопрос о мирном урегулировании украинского конфликта, и ожидать смягчения антироссийских санкций со стороны США не стоит. Более того, возможно их ужесточение как средство принуждения РФ к сделке по Украине на американских условиях. Не стоит забывать, что «Северный поток — 2» остается под санкциями, которые вводил лично Трамп в 2017 году, а военную помощь Украине США оказывают в полном объеме. Россия, в свою очередь, настаивает на системных решениях по украинскому конфликту и не приемлет мира, заключенного под давлением. Скорее можно согласиться со вторым сценарием Wood Mackenzie, в котором говорится о мире, навязанном Украине Россией и США.

Но за Украиной, которая несубъектна, стоят европейские глобалисты, которые торпедируют мирные усилия США, настаивая на сценарии «мира через силу». Трамп уже выбрал сторону России, отказавшись приглашать европейских лидеров к участию в переговорах об урегулировании конфликта. Но этого, по всей видимости, недостаточно, так как сопротивление инициативам Трампа с их стороны растет по всем направлениям. Россия не является частью глобального Запада, но она не представляет для него такой же угрозы как европейские глобалисты. Противостоять этим нарастающим угрозам может только еще большее сближение с РФ как ситуативным союзником, а также с идеологически близкими Трампу консервативными силами внутри самой ЕС.

Вопрос о «Северных потоках» и транзите через Украину и правда пока не актуален. Однако президент Путин не бросает слов на ветер и не говорит лишнего. На совместной пресс-конференции с президентом Белоруссии Александром Лукашенко 13 марта он как бы вскользь заметил: «Если США и Россия договорятся о сотрудничестве в области энергетики, то газовая труба для Европы может быть обеспечена, и это пойдет на пользу Европе, потому что они будут получать дешевый российский газ».

В своем комментарии тему подытоживает первый заместитель главного редактора «Монокля» Александр Ивантер.