«Энергетическая стратегия РФ до 2050 года» (далее — Стратегия) принята. Выхода документа пришлось подождать. Он, безусловно, один из определяющих для отечественной экономики, а также для наших зарубежных партнеров и конкурентов. Им важно оценить перспективы развития нашего топливно-энергетического комплекса с точки зрения поставок энергоресурсов на внешние рынки, где конкуренция обострилась настолько, что для кого-то стало, например, приемлемым физическое разрушение газотранспортной инфраструктуры. Раньше, напомним, обходились условно приличными механизмами вроде очередного энергопакета от ЕС, ограничивающего прокачку газа по трубе, если это газ единственного поставщика.
Для нашей страны топливно-энергетический комплекс — крупный работодатель, значимый заказчик различных машин и оборудования для промышленности, важный плательщик налогов в бюджеты всех уровней. Доля комплекса в инвестициях в основной капитал составляет около трети от всего объема, примерно такая же она и в доходах федерального бюджета.
После событий 2022 года стало очевидно, что предыдущая стратегия, утвержденная в 2020-м на перспективу до 2035 года, уже неактуальна. Президент поручил правительству подготовить новую к середине сентября 2022-года. Однако ее подготовка затянулась. В конце прошлого года был принят важный для электроэнергетики документ — «Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2042 года», которая, по логике, должна бы была разрабатываться уже после утверждения Стратегии как основополагающего документа. Впрочем, и Стратегия, и Схема предполагают корректировки по мере изменения условий для функционирования топливно-энергетического комплекса в целом и электроэнергетики в частности.