«Яндекс» купил один из старейших сервисов доставки — Boxberry — в попытке догнать Wildberries и Ozon — своих ключевых конкурентов в сфере e-commerce.
Тридцать лет назад, в 1994 году, двое студентов факультета журналистики Уральского государственного университета открыли в Екатеринбурге небольшую рекламную фирму, которая позже стала крупным подписным агентством «Урал-Пресс». Но к середине 2000-х рынок печатной прессы пошел на спад, и вскоре у основателей компании возникла идея доставлять заказы из интернет-магазинов. Так в 2010 году появилась компания Boxberry, специализирующаяся на доставке товаров, приобретаемых онлайн.
Оказавшись в нужное время в нужном месте, Boxberry смогла поймать рост волны электронной коммерции в России, войдя в первую десятку ведущих сервисов доставки в стране. Но со временем на рынке этих сервисов становилось все теснее. Прежде всего, независимые логистические компании теснят маркетплейсы, активно наращивающие свою долю в интернет-торговле. По подсчетам компании «Яков и партнеры», если в 2019 году маркетплейсы занимали 23% российского рынка e-commerce, то по итогам 2024-го их доля поднялась уже до 64%, а к 2030-му она, по прогнозам, достигнет 80%. Маркетплейсы отжимают к обочине сторонние службы доставки, так как предпочитают развивать свои сети пунктов выдачи заказов и различные логистические сервисы «последней мили», которая, кстати, является самым дорогим элементом в логистической цепочке. Именно на «последнюю милю» приходится 40–50% стоимости логистики в e-commerce.
Boxberry не смог выйти победителем в обостряющейся конкурентной борьбе. Согласно отчетности компании, если в 2022 году при выручке 2 млрд рублей она получила 798,5 млн прибыли, то в 2023-м при выручке 2,26 млрд прибыль сократилась до 260,5 млн, а по итогам 2024 года компания стала убыточной: с выручкой в 2,3 млрд рублей чистый убыток составил 197,8 млн.
Сумма сделки, в результате которой «Яндекс» стал владельцем Boxberry, официально не разглашается. Независимые аналитики оценивают ее в 1,0–1,5 млрд рублей. «Логистическая инфраструктура Boxberry станет частью инфраструктуры “Яндекса”. После завершения интеграции клиенты Boxberry получат доступ ко всем возможностям платформы “Яндекса” для электронной коммерции и доставки: сервисам, технологиям и инфраструктуре», — говорится в официальном сообщении «Яндекса».