Маркетплейсы не помогут в импортозамещении

28 апреля 2025, 06:00
№18

Маркетплейсы так и не стали площадкой для продвижения российского производителя. Именно такой вывод можно сделать по результатам круглого стола «Предприниматели и цифровые платформы», состоявшегося в МИА «Россия сегодня».

АЛЕКСАНДР КАЗАКОВ/ТАСС
Маркетплейсы создают среду, благоприятную для привлечения начинающих предпринимателей без должной компетенции
Читайте Monocle.ru в

Как рассказал директор Института развития предпринимательства и экономики Артур Гафаров, из анализа статистики оборота крупнейших российских маркетплейсов за 2024 год по топ-5 непродовольственных категорий следует, что отечественных товаров в них в лучшем случае около трети. По мебели статистика чуть лучше, а все остальные категории: детские товары, красота и здоровье, одежда, обувь — только на треть представлены российскими товарами. В электронике российских товаров вообще лишь 10%. Кроме того, экспортный товарооборот (продажи зарубежным покупателям) крупнейших маркетплейсов составляет не более 3–4% от их общего товарооборота.

«Получается, что огромная машина онлайн-торговли обслуживает, по сути, не столько национальную экономику, сколько зарубежного производителя, в основном, конечно, из дружественного нам Китая», — делает вывод Артур Гафаров.

На самом деле проблема шире: маркетплейсы создают среду, благоприятную для привлечения начинающих предпринимателей без должной компетенции, и в основном речь идет о тех, кто занимается перепродажей товаров, а не о производителях. В итоге вместо импортозамещения и развития российских малых и средних предпринимателей мы получаем массу перепродавцов, из которых многие к тому же разоряются.

Вице-президент Ассоциации представителей электронной торговли Алексей Никонов рассказал, что есть селлеры (продавцы на маркетплейсах), которые не знают, что такое бизнес. По его мнению, маркетплейсы породили слабых предпринимателей: те берут кредиты, заходят на площадку, но у них ничего не получается. В результате российские производители видят, как цены падают, из-за того что такие «предприниматели» продают товары за полцены. По мнению Алексея Никонова, проблема не только в маркетплейсах, но и в том, кто на них сейчас торгует.

«Мы, как производители, не можем делать плохо, не можем неправильно упаковывать, не можем делать самовыкуп, потому что у нас средний чек очень большой. Мы, как российские производители, не можем делать многие вещи, а небольшие селлеры — могут», — сетует вице-президент Ассоциации представителей электронной торговли. В итоге, по его мнению, создается неконкурентная среда. Кроме того, он отметил, что производители объективно не способны конкурировать с карго (комплекс логистических услуг по доставке грузов из других стран).

Учредитель Ассоциации поставщиков товаров для торговли на электронных площадках Елена Вершинина добавляет: по данным сервиса аналитики маркетплейсов MPstats, на 1 апреля на РВБ (новое название Wildberries) зарегистрировано почти 700 тыс. селлеров, из них с продажами — чуть больше 50%. То есть половина селлеров, которые зашли на маркетплейс, в апреле не произвели ни одной продажи. Выручку в 14 с лишним триллионов рублей на РВБ сделали менее 20% селлеров. По ее словам, это говорит о том, что миф о легкости ведения бизнеса на маркетплейсах не имеет под собой оснований.

В качестве возможного решения этой проблемы Артур Гафаров предлагает ограничить комиссии для производителей российских товаров и оптимизировать выдачи поисковых запросов так, чтобы российские товары были в приоритете.