Санкции разбудили аммиачный долгострой в порту Тамань

Юлия Смолянова
19 декабря 2022, 00:00

Сложившаяся в России экономико-политическая ситуация подтолкнула холдинг «Уралхим» к тому, чтобы ускорить строительство порта на Тамани, реализация которого неоднократно переносилась на протяжении последних 20 лет. Нынешний объём инвестиций в проект оценивается в 50 млрд рублей

KREMLIN.RU
Дмитрий Мазепин на приёме в Кремле

Один из крупнейших российских производителей удобрений «Уралхим» намерен ввести в эксплуатацию порт по перевалке аммиака в Тамани уже к концу 2023 года. Об этом рассказал член бюро правления РСПП, председатель комиссии по производству и рынку минеральных удобрений Дмитрий Мазепин во время встречи с президентом РФ Владимиром Путиным. Новая инфраструктура должна обеспечить компании альтернативный маршрут для экспорта и необходима для осуществления бесперебойных поставок аммиака и карбамида. Инвестиции в проект оцениваются в 50 млрд рублей.

По словам владельца «Уралхима», Российская Федерация остаётся крупнейшим в мире производителем удобрений, при этом в стране не было построено ни одного порта по перевалке аммиака. «Мы, получилось, зажаты или зависимы от других стран, где такие порты есть. Поэтому мы хотим этот пробел ликвидировать», — цитирует Мазепина пресс-служба Кремля.

Так, из-за сложившейся политической ситуации большое количество российских удобрений оказалось заморожено в портах Европы. У самой компании «Уралхим» в портах Эстонии, Латвии, Бельгии, Голландии заблокировано порядка 262 тысяч тонн, у «Акрона» — 52 тысячи тонн у «ЕвроХима» — почти 100 тысяч тонн. В России же отсутствуют собственные специализированные мощности по морской перевалке аммиака. Все российские производители использовали экспортные аммиачные мощности таких стран, как Латвия, Украина и Эстония.

Вынужденные инвестиции

Оказавшись заложником ситуации, «Уралхим» планирует безвозмездные поставки минеральных удобрений на африканский континент в качестве гуманитарной помощи, однако и здесь компания столкнулась с невозможностью заплатить за фрахт, даже если удобрения везут в развивающиеся страны бесплатно. Компания также обратилась к президенту РФ с просьбой временно открыть и обеспечить слив и транспортировку аммиака в Одессе в рамках зерновой сделки. Аммиакопровод Тольятти — Одесса был построен в конце 70-х годов, первая очередь была введена в строй в октябре 1979 года. Его протяжённость составляет 2417 км. Он начинается в Самарской области, а затем пересекает Саратовскую, Воронежскую, Тамбовскую, Белгородскую области, ЛНР, затем петляет по областям в составе как России, так и Украины, после чего выходит в Одесском порту. На территории России его обслуживает ПАО «Трансаммиак». Обслуживанием украинского участка занимается УГП «Укрхимтрансаммиак». По данным «РИА Новости», по трубопроводу ежегодно осуществлялась перевалка порядка 2,5 млн тонн сырья. Транзит был остановлен 24 февраля в связи с ситуацией вокруг Украины.

По словам экспертов, сложившаяся ситуация стала решающим толчком для ускорения многомиллиардного долгостроя в Темрюкском районе Краснодарского края. Так, по мнению руководителя департамента активных операций на финансовых рынках ООО УК «Эмрис» Андрея Смурыгина, перспективы того, что труба, исторически связывающая Тольятти и Одессу, будет разблокирована, остаются туманными.

«Новый порт не только позволит самому “Уралхиму” действовать эффективно, несмотря на сложившиеся трудности, но и обеспечит бизнес юга России возможностью наращивать экспорт и искать новые рынки сбыта. Политико-экономическая ситуация, как ни странно, для этого проекта сложилась благоприятно, сама ситуация толкает на его реализацию, так как это выгодно и бизнесу, и государству. Безусловно, со стороны госструктур будет оказываться содействие», — считает Смурыгин.

Схожей точки зрения придерживается и руководитель отдела аналитики ИАА «ПортНьюс» Виталий Чернов. По его словам, под влиянием политической ситуации на рынке существенно изменилась структура стран-импортёров российского аммиака: растёт спрос в странах Юго-Восточной Азии, Китае, а в эти регионы удобно отправлять продукцию из южных портов.

«Из-за санкций традиционные маршруты через терминалы в сопредельных государствах оказались недоступны. Поэтому, если раньше инвестор не был особенно заинтересован в создании подобного терминала в России “с нуля” из-за высоких капитальных затрат, то теперь у него просто нет другого выбора», — подчёркивает Чернов.

Масштабный проект реализуется с трудом

Проект по строительству терминала по перевалке аммиака и карбамида в морском порту Тамань «Тольяттиазот» (ТоАЗ, компания перешла под контроль «Уралхима») реализует с 2003 года. После консервации в 2015 году ТоАЗ возобновил работы по строительству комплекса. Однако работы вновь были отложены из-за проблем с арендой земли в Краснодарском крае и начавшихся судебных разбирательств с местной администрацией. Так, в 2019 году инвестора обязали снести постройки, и лишь в 2022 году Арбитражный суд Краснодарского края признал незаконным отказ региональных властей передать земельные участки на территории порта Тамань в федеральную собственность, что сделало реализацию проекта вновь возможной.

По данным пресс-службы ТоАЗ, грузооборот терминала составит 2 млн тонн аммиака и 3 млн тонн карбамида в год. Крупный инфраструктурный объект обеспечит 500 новых рабочих мест. Общий объём инвестиций оценивался в 40 млрд рублей без привлечения бюджетных средств. При этом ТоАЗ рассчитывал выйти на проектную мощность до 2025 года. Как изменились параметры проекта в связи с переносом сроков ввода в эксплуатацию на 2023 год и сопутствующим удорожанием проекта на 10 млрд рублей, в пресс-службе ТоАЗа прокомментировать отказались.

«Для реализации проекта необходимо оперативно выделить земельный участок, создать необходимую инфраструктуру. В противном случае это может привести к увеличению стоимости проекта и сроков его реализации. Имеет значение и то, как быстро найдут необходимое оборудование для оснащения, чтобы порт заработал быстрее, в первую очередь это касается техники иностранного производства. Если эти вопросы удастся решить, то проект может быть реализован в заявленные сроки», — прокомментировал ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

Мировой рынок аммиака растёт

По данным ResearchAndMarkets.com, в 2022 году мировой рынок аммиака оценивается в 69,8 млрд долларов, согласно прогнозам экспертов, к 2027 году он достигнет 89,6 млрд долларов, увеличившись в среднем на 5,9%.

По данным Международной ассоциации производителей и потребителей удобрений (IFA), объём мирового потребления удобрений за период сезона 2020/2021 составил 203,8 млн тонн. Более половины этого объёма приходится на азотные удобрения, которые получают из аммиака с использованием природного газа (113,7 млн тонн). Аналитический центр «Тинькофф» отмечал, что в 2021 году мировое производство аммиака достигло около 180 млн тонн. Самые крупные экспортёры азотных удобрений — Россия и Китай. По итогам 2021 года Россия поставила на мировый рынок 25% аммиака, 14% карбамида и 42% карбамидо-аммиачной смеси (UAN). Больше всего азотных удобрений импортируют Индия, Бразилия и США. Крупнейшими российскими производителями являются «ЕвроХим» (9,3 млн тонн) и «Акрон» (7,7 млн тонн с учётом производства аммиака и комплексных удобрений).

«Уралхим» является одним из лидеров по поставке аммиачной селитры и её производных. Производственные мощности компании составляют более 3 млн тонн аммиака, 3 млн тонн аммиачной селитры, 1,2 млн тонн карбамида и 1 млн тонн фосфорных и сложных удобрений в год.

Центр притяжения

По мнению экспертов, строительство порта может способствовать расширению транспортной и энергетической инфраструктуры в крае благодаря росту экономики. «Не исключено, что создание такого порта может подтолкнуть других инвесторов к реализации проектов в регионе из-за переориентации торговли на Юг», — подчеркнул Дмитрий Баранов.

В Темрюкском районе Краснодарского края реализуется еще один крупный инфраструктурный проект — строительство целого портового кластера. Инвестором проекта выступает компания ОТЭКО (штаб-квартира в Москве). В рамках него до этого в порту Тамань реализован крупный проект по строительству навалочного терминала проектной мощностью более 70 млн тонн/год. В том числе, в ноябре 2021 года была запущена самая мощная в России линия погрузки угля мощностью 8 тыс. тонн/час. Первая очередь терминала уже работает, вторая строится. Также был завершен еще один крупный инфраструктурный проект – реконструкция Таманской базы нефти и нефтепродуктов на наливном терминале, объемом инвестиций 2,4 млрд рублей.
 
Отметим, что ОТЭКО развивает портово-промышленную инфраструктуру порта Тамань с 2005 года, общий объём вложений к 2021 году составил порядка 8 млрд долларов. В компании сейчас работает около 11 тыс. сотрудников. По замыслу инвестора ОТЭКО, после завершения строительства Тамань превратится в настоящий индустриальный центр Кубани, для которого потребуются тысячи новых рабочих мест.