Чуть больше половины промышленников удовлетворены масштабом спроса

3 апреля 2017, 00:00

Эффект девальвации 2014–2015 годов полностью исчерпан Инвестиционный спад на Кубани требует внятных объяснений

В марте российская промышленность продолжила рост. Однако с осторожностью. Увеличение избыточности запасов готовой продукции при стабилизации прогнозов спроса привело к понижательной переоценке планов выпуска. Тем не менее промышленность продолжает набирать рабочих и демонстрирует рост инвестиционного оптимизма. Таковы основные результаты мартовского мониторинга Института экономической политики им. Е. Т. Гайдара.

Достигнутые объемы продаж по-прежнему устраивают большинство предприятий в российской промышленности. Мартовский уровень удовлетворенности спросом вырос до 53% после падения в феврале до критических 50%. Однако в отраслях ситуация различается принципиально. Если химическая промышленность, металлургия и пищевая отрасль демонстрируют высокую удовлетворенность спросом, то машиностроение балансирует в окрестностях 50%, а легкая промышленность и производство строительных материалов тяжело проходили кризисные годы. Однако начало 2017 года показало рост удовлетворенности продажами в этих отраслях по итогам первого квартала до 25–30%.

Банк России оценивает рост инвестиций в основной капитал за первый квартал 2017 года в 1–3% по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Оживление инвестиционной активности во многом обусловлено ожидаемым восстановлением спроса, снижением макроэкономической неопределенности, а также повышением доступности инвестиционного импорта в условиях укрепления рубля.

Рубль продолжил укрепляться в марте. В реальном выражении за последние 12 месяцев рубль потяжелел уже почти на 40%, что привело к полному исчерпанию эффекта девальвации 2014–2015 годов.

Восстановление производственной активности продолжилось. С учетом устранения календарного фактора в феврале промышленное производство, по оценкам Банка России, выросло в годовом сопоставлении на 1,0–1,5%. Банк России ожидает увеличения промышленного производства и в марте.

В дальнейшем восстановление экономической активности продолжится. В марте 2017 года, по оценкам Банка России, промышленное производство вырастет как по сравнению с предыдущим месяцем (с учетом устранения сезонности), так и в годовом сопоставлении. На возможность расширения производства без дополнительного инфляционного давления указывает то, что компании обладают достаточными мощностями для удовлетворения ожидаемого увеличения спроса. По оценкам ЦБ, годовой прирост ВВП в первом квартале 2017 года составит 0,4–0,7%.

Индекс менеджеров по закупкам PMI для обрабатывающей промышленности неожиданно и резко снизился в феврале после шести месяцев последовательного роста. По мнению ряда экспертов, произошедшая коррекция оценок сложившейся ситуации менеджерами скорее позитивный факт, приводящий в соответствие субъективные оценки с объективно еще очень небольшим и хрупким ростом.

В целом по России инвестиционный спад по итогам прошлого года практически выдохся (–0,9% к 2015 году), однако по отношению к докризисному 2013-му накопленный спад весьма внушительный — почти 12%. В прошлом году спад инвестиций той или иной интенсивности продолжался в 47 регионах. Субъекты федерации с самым большим объемом инвестиций (две столицы и нефтегазодобывающие округа Тюменской области) в целом сохраняют позитивную динамику, их конкурентные преимущества проявляются и в кризисных условиях. Инвестиции в добывающий сектор обеспечили и устойчивый рост этого показателя в Якутии. Самый глубокий инвестиционный спад сохраняется в Краснодарском крае, при этом эффект высокой базы в период олимпийских строек уже не может служить этому удовлетворительным объяснением. Сильный инвестиционный спад продолжается также в Кузбассе, Новосибирской области и в промышленно развитых областях Поволжья и Урала (Самара, Нижний Новгород, Пермь, Свердловская и Челябинская области).

 96-01.jpg
 96-02.jpg