В последние дни торговые сети получают уведомления о повышении цен от целого ряда поставщиков продуктов питания. Например, по данным X5 Retail Group, в новых прайс-листах рост отпускных цен у производителей мясных консервов и макарон составил 10–15%, подсолнечного масла — 25%, риса — 50%. При этом, по данным компании, это уже не первое повышение: за последние две недели поставщики муки увеличили отпускные цены более чем на 12%, рис и перловая крупа подорожали в закупке на 22%, увеличились закупочные цены на яблоки, соль, сливочное масло.
В свою очередь ряд производителей утверждают, что намеренно сдерживают цены, а во многих случаях даже снижают их, работают себе в убыток, в то время как розничные сети сохраняют высокую наценку. На продовольственном рынке вновь, как и во все предыдущие кризисы, накаляются взаимоотношения между производителями продуктов питания и ритейлом. Первые утверждают, что не могут не повышать цены, так как в результате девальвации рубля их издержки растут; вторые говорят, что не имеют возможности резко повышать цены, опасаясь снижения и без того хлипкого спроса и усиления контроля со стороны проверяющих органов.
Недавно ряд розничных сетей договорились об обнулении торговой наценки на часть социально значимых товаров. Так, в пресс-службе Metro сообщают, что наценка убрана с части артикулов таких товаров, как сливочное и растительное масло, яйца, сахар, соль, крупы, макароны, рис. Конкретный состав «корзины без наценки» может варьироваться в зависимости от региона. Часть артикулов представлена собственными торговыми марками сетей. Срок действия акции распространяется на период действия карантина.
После нескольких волн взрывного спроса, которые ритейл наблюдал в марте и в меньшей степени в начале апреля, модель покупательского поведения изменилась. Люди стали посещать магазины реже, набирать больше продукции за один визит, увеличивая закупки более дешевых продуктов с большим сроком годности. Поэтому, по мнению генерального директора сети магазинов «Углече Поле. Органик маркет» Ольги Авдеевой, для розницы в подобной ситуации стратегия повышения цен губительна.
Тем не менее рост закупочной стоимости продуктов питания в итоге приведет к увеличению цен для конечного потребителя примерно на 5–10%, считает исполнительный директор холдинга Goldman Group Дмитрий Гелемурзин. Постепенно на полках магазинов будут появляться товары, закупленные у поставщиков по новой, более высокой цене.