Первые в истории Ливии президентские выборы, намеченные на 24 декабря, не состоялись. Сначала национальный избирком попросил отсрочку на месяц, но и этого времени оказалось недостаточно. Зарождавшийся мирный процесс замер, возможно, до конца 2022 года. Пока не ясно, похоронят ли предложенный ООН формат урегулирования, не начнется ли новое военное противостояние.
За что ругают избирком
Отношение к организации избирательного процесса в Ливии с самого начала было сложным: эксперты указывали, что из-за глубинных разногласий и отсутствия стабильных механизмов контроля за соблюдением принципов законности и прозрачности выборы в худшем случае станут поводом для возобновления активной фазы вооруженного конфликта, а в лучшем превратятся в политический фарс, который тоже довольно быстро перерастет в вооруженную борьбу. На успешное преодоление многолетнего кризиса на основе демократических принципов никто особо не рассчитывал.
Что же стало причиной декабрьского провала? Основную негативную роль, разумеется, сыграла разобщенность населения страны, возникшая на фоне многолетней борьбы центров силы: Тобрука и Триполи, олицетворяющих, соответственно, Восток и Запад государства. Фигуры, уважаемые и почитаемые в одной части страны, воспринимаются в другой не иначе, как виновники всех кризисов и проблем, которые в настоящее время испытывает Ливия. Поэтому любой из «неоднозначных» кандидатов, пришедший к власти в результате выборов — будь то западник Фатхи Башага, «восточный фельдмаршал» Халифа Хафтар или же Саиф аль-Ислам Каддафи, сын покойного лидера Ливийской Джамахирии — рискует получить «в наследство» фронт сопротивления размером с половину страны.