Формула «фрагментации Запада» была впервые сформулирована французским президентом Эммануэлем Макроном во время его срочной поездки в Вашингтон. В условиях энергетического кризиса в Европе США сочли необходимым начать переход к открыто протекционистской политике, которую должно сопровождать активное переманивание иностранных, прежде всего европейских, компаний на свою территорию. Это стало неприятным сюрпризом для руководства Евросоюза, который свою экономическую стратегию основывал на предположении о том, что глобализация будет продолжаться вечно.
Но теперь в европейских столицах должны наконец осознать, что это не так. И что фрагментация мира будет проявляться не только в отношениях Европы со своим главным торговым партнером — она будет проявляться везде. Новые трещины будут возникать между отдельными странами и внутри отдельных стран. А старые трещины, которые старались не замечать, будут разрастаться до размеров настоящих разломов. Одним из таких разломов, существование которого уже невозможно отрицать, стали принципиальные энергетические противоречия между Германией и Францией.
«Германия сделала ставку на промышленность и свою Ostpolitik. Они попытались провести Energiewende (энергетический переход), который стал настоящей катастрофой и ослабил немецких операторов , которые практически разорены. Как может такая страна допустить, чтобы находящаяся у них под боком Франция имела в своем распоряжении такой инструмент конкурентоспособности, как Électricité de France (EDF)? Уже тридцать лет немцы одержимы идеей расчленить EDF. Им это удалось!»