«Русский Windows» загружается на биржу

Алексей Грамматчиков
обозреватель «Монокль»
9 октября 2023, 00:00

Санкционные ограничения стимулируют рост спроса на российское инфраструктурное программное обеспечение. На роль лидера в этой сфере претендует группа компаний «Астра», производитель популярной операционной системы Astra Linux, недавно объявившая о выходе на IPO

СЕРГЕЙ БУЛКИ//NEWS.RU/TACC
В результате IPO в свободном обращении окажется порядка 5% акций ГК «Астра»
Читайте Monocle.ru в

Близится время, когда на экранах компьютеров многих российских пользователей, как минимум корпоративных, при включении будет появляться не привычная заставка американской операционной системы Windows, а графический интерфейс отечественной ОС. В этом убеждены создатели Astra Linux, разработчик которой, ГК «Астра», объявил об IPO на Московской бирже. Вместе с привлечением дополнительного капитала компания намерена совершенствовать характеристики своих ключевых продуктов, чтобы оставаться в числе лидеров среди российских разработчиков инфраструктурного ПО, спрос на которое в условиях западных санкций стремительно растет. Основной вопрос — смогут ли ГК «Астра» и другие ведущие отечественные создатели софта в короткий срок масштабировать свою деятельность и предложить клиентам действительно конкурентоспособные по сравнению с зарубежными образцами программные решения.

Взлет спроса на российское ПО

В своем официальном заявлении ГК «Астра» сообщила, что по результатам IPO на Московской бирже в октябре 2023 года в свободном обращении (free-float) окажется порядка 5% ее акций. Аналитики оценивают компанию в 50–100 млрд рублей. Ключевой продукт ГК «Астра» — одноименная операционная система, разработка которой была начата еще в 2008 году на базе ядра международной ОС с открытым кодом Linux компанией «Русские базовые информационные технологии» («РусБИТех»). Последняя была в 2017 году поглощена группой «Астра», одним из крупнейших российских производителей IT-решений: в ее штате сейчас работают 1300 сотрудников, а годовой оборот превышает 5 млрд рублей.

Пятнадцать лет назад идея конкурировать с американским гигантом Microsoft и его ОС Windows казалась утопичной. Но с превращением западных технологических продуктов, в том числе в области IT, в оружие санкционного давления развитие собственного инфраструктурного ПО стало жизненно необходимым. Постепенно у Astra Linux появились серьезные корпоративные пользователи, прежде всего силовые структуры, не желающие ставить себя в зависимость от базового софта недружественных стран. На Astra Linux перешли структуры Минобороны, МВД и МЧС; отечественная ОС широко внедрена в такие компании и организации, как «Газпром», РЖД, «Росатом», «Роскосмос», МГУ, Сбербанк, ВТБ, «Почта России» и др. Кроме того, продукт распространяется в государственных учреждениях, в сфере здравоохранения, науки и образования, финансов, ЖКХ, промышленности.

Напомним, что многие компании стали устанавливать российскую ОС задолго до февраля 2022 года. Процесс перехода системообразующих компаний и учреждений на отечественный софт начался после 2014 года, когда госучреждениям, прежде всего предприятиям критической инфраструктуры (КИИ), предписывалось делать ставку на собственные IT-решения. Опустившийся на страну санкционный занавес и уход с рынка РФ ведущих западных IT-производителей придал этому процессу серьезный импульс, подняв спрос на российский софт. Согласно официальной отчетности, у одной только «Астры» выручка по итогам 2022 года выросла по сравнению с предыдущим годом в два с половиной раза, достигнув 5,4 млрд рублей. В 2023-м рост ускорился: за первое полугодие выручка группы компаний составила 3,11 млрд, что в 3,1 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Сегмент инфраструктурного ПО (основа для построения корпоративных информационных систем предприятий) в стране динамично растет. По данным аналитической компании Strategy Partners, по итогам 2022 года он оценивался в 77 млрд рублей, но к 2030 году вырастет в три с половиной раза — до 270 млрд (см. график). При этом доля российских компаний здесь будет стремительно увеличиваться: если в прошлом году она составляла 64%, то к 2030-му достигнет 90%. ГК «Астра» на рынке отечественных ОС безусловный лидер: по информации Strategy Partners, ей принадлежат внушительные 75%. Ближайшие конкуренты группы — компании BaseALT и «Ред Софт» с рыночными долями 12 и 9% соответственно. «Для ГК “Астра” ситуация, когда нашим предприятиям необходимо срочно заменить Microsoft Windows на отечественную операционную систему, максимально выигрышна, — комментирует Леонид Делицын, аналитик компании “Финам”. — По оценкам, не менее 90 процентов российских компаний сейчас изучают вопрос, чем им такая замена грозит. То есть потенциал рынка очень далек от исчерпания, и выручка ГК “Астра” сможет еще несколько лет повышаться в два-три раза ежегодно. Кроме того, мало кто готов удовольствоваться коробочным решением — потребуются консалтинг и внедрение. Это напоминает ситуацию конца 1980-х годов, когда установка компьютеров на предприятиях и обучение сотрудников работе на них были бизнесом, с которого начинали многие олигархи».

Ставка на экосистему

Собственная операционная система Astra Linux — важный, но не единственный продукт, на который ГК «Астра» делает ставку. На основе своей ОС компания пытается создать целую экосистему IT-решений. Уже сейчас предлагаются система корпоративной почты (RuPost), комплекс средств резервного копирования (RuBackup), диспетчер виртуальных рабочих мест (Termidesk), а также наиболее перспективный продукт — система управления базами данных Tantor, призванная заместить аналог от американской Oracle.

Предполагается, что IPO станет инструментом для дальнейшего развития экосистемы продуктов компании. Кроме того, выход на биржу послужит важным стимулом для сотрудников. «Одна из основных задач IPO компании — использование акций с целью долгосрочной мотивации нынешних сотрудников и привлечения новых высококвалифицированных специалистов, — делится Илья Сивцев, генеральный директор ГК “Астра”. — После получения публичного статуса мы планируем запустить соответствующую программу, привязанную к акциям группы, — это распространенная практика среди крупных IT-компаний. Думаем, что такая программа может стать еще одним фактором, повышающим привлекательность “Астры” как работодателя для российских разработчиков ПО».

По силам ли нам заменить западный софт

Наблюдатели и участники рынка признают, что российские решения в сфере инфраструктурного ПО во многих сферах отстают от зарубежных образцов. И немудрено: у западных IT-гигантов имелось гораздо больше времени и финансовых ресурсов для развития. Несмотря на это, отечественные разработчики могут предложить продукты, способные заменить импортное ключевое ПО в крупных организациях. «Российские решения отличаются от западных лишь количеством поддерживаемых функций. Но качество тех функций, что в них заложено, находится на том же уровне или даже выше, — отмечает Антон Шмаков, технический директор ГК “Астра”. — Иными словами, отечественные разработчики просто не успели реализовать весь функционал, но тот, что уже реализован, вполне конкурентоспособен. Кроме того, западные инфраструктурные решения в большей степени обладают полноценными экосистемами совместимых продуктов. Экосистемы отечественного инфраструктурного и системного софта пока не настолько широки. Это тоже объясняется тем, что иностранные компании существуют на рынке десятки лет, а у международных вендоров было больше времени, чтобы отработать все вопросы интеграции и сделать необходимые доработки. Однако важно, что у нас есть сегменты, например системы управления базами данных, где отечественные решения точно не хуже западных, а наша экспертиза очень высока».

Однако Елена Табакова, руководитель отдела инфраструктурного программного обеспечения компании Merlion, смотрит на проблему менее оптимистично. «Несмотря на то что весной 2022 года развитие отечественного ПО получило серьезный импульс, до полной готовности заказчиков заместить импортные продукты еще далеко, — считает она. — Сейчас наблюдается значительный спрос на решения тех российских вендоров, которые работали на рынке до массового ухода западных производителей, и очень осторожный — на предложения остальных наших IT-компаний. Есть общее понимание задач на основании правил регуляторов и опыта использования клиентами импортного софта, но недостаточно решений, которые в достаточной степени удовлетворяли бы требованиям заказчиков. Многие продукты в своей области успешно закрывают базовые потребности предприятий, но полное замещение предполагает либо длительную клиентскую доработку, либо приобретение дополнительного ПО».

Выпускать конкурентное на мировом уровне программное обеспечение российским компаниям поможет правильно выбранная стратегия развития. «Западные решения, распространенные до недавнего времени в России, создавались десятилетиями, и пытаться сейчас копировать чужие подходы или функциональность — значит плестись в хвосте, — убежден Василий Белов, исполнительный директор компании ITGlobal.com. — Гораздо лучше было бы решать задачу с чистого листа, хотя это, конечно, сложно. Но приятно видеть, как появляются визионеры, предлагающие серьезные решения: они не просто могут заместить ушедших вендоров — у них есть потенциал стать мировыми технологическими лидерами, потому что они разрабатывают инфраструктурный софт без оглядки на во многом устаревшие, хоть и распространенные импортные аналоги. Например, такие решения уже начали появляться в очень важном для всего рынка сегменте серверной виртуализации (такое ПО позволяет более эффективно использовать работу серверов в крупных компаниях. — “Эксперт”) и построения гиперконвергентных платформ (дает возможность объединять вычислительные ресурсы или системы хранения данных для потребностей бизнеса. — “Эксперт”)».