Каким образом это будет реализовано, «Моноклю» рассказал Павел Степанов, руководитель направления автомобильного транспорта Центра экономики инфраструктуры.
— Какова протяженность нового участка Казань — Екатеринбург — Тюмень?
— Протяженность автодороги Казань — Екатеринбург — Тюмень составляет примерно 1100 километров. Важно отметить, что большинство информационных изданий, освещающих новость про данную автомобильную дорогу и пишущих о каких-то дополнительных трассах до Тюмени, неправильно истолковали постановление правительства. Дело в том, что часть участков данного маршрута уже готова, часть строится, часть реконструируется. Постановление правительства лишь включает эти участки в трассу М-12 «Восток». Например, участок Казань — Набережные Челны — Дюртюли сейчас относится к М-7 «Волга». Теперь этот участок сменит название и станет частью М-12 «Восток».
— Какова протяженность участков, где предстоит новое строительство?
— Давайте считать.
М-7 на участке Казань — обход Набережных Челнов (125 километров). Уже построен.
Обход Набережных Челнов (81 километр). Ведется строительство.
М-7 на участке обход Набережных Челнов — Дюртюли (162 километра). Ведется реконструкция с элементами нового строительства.
Участок Дюртюли — Ачит (276 километров). Ведется строительство.
Р-242 на участке Ачит — Екатеринбург (160 километров). Частично построен, на ряде участков ведется реконструкция (около 100 километров).
Р-351 на участке Екатеринбург — Тюмень (310 километров). Частично построен, на ряде участков ведется реконструкция (около 170 километров).
Итого 325 километров не требуют проведения дополнительных мероприятий; 357 километров совершенно новых дорог и 432 километра на реконструкции.
— Какого финансирования потребует продление трассы М-12 до Тюмени и из каких источников?
— В настоящее время по маршруту Казань — Екатеринбург выполняются мероприятия с такими объемами финансирования:
- строительство обхода Набережных Челнов (84 миллиарда рублей);
- реконструкция М-7 на участке обход Набережных Челнов — Дюртюли (154 миллиарда рублей);
- строительство участка Дюртюли — Ачит (307 миллиардов);
- реконструкция Р-242 на участке Ачит — Екатеринбург (примерно 30 миллиардов);
- реконструкция Р-351 на участке Екатеринбург — Тюмень (порядка 70 миллиардов).
Все перечисленные участки обеспечены финансированием и реализуются. Источники финансирования — федеральный бюджет и средства Фонда национального благосостояния.
— Как повысится категорийность дороги на участке Казань — Тюмень?
— Сейчас бóльшая часть трассы Казань — Тюмень относится к технической категории II. Это в основном двухполосные дороги со скоростным режимом 90 километров в час вне населенных пунктов. Но они в значительной части проходят через населенные пункты, где скорость ограничена до 60 километров в час. Исключение составляет участок Казань — Набережные Челны, который уже сейчас имеет четыре полосы и на некоторых участках является скоростным (техническая категория IБ). Такие же участки присутствуют на маршрутах Ачит — Екатеринбург и Екатеринбург — Тюмень. В результате нового строительства и реконструкции вся трасса станет скоростной с технической категорией IБ и выше.
— К каким логистическим последствиям приведет продление М-12 до Тюмени?
— Время в пути между Казанью и Тюменью сократится примерно на восемь-девять часов. Это значительно уменьшит сроки доставки грузов в направлении Урала и Сибири — в Поволжье и Центральную Россию. Кроме того, несмотря на то что расстояние между Москвой и Тюменью составляет порядка двух тысяч километров, а это довольно много для перемещения на легковом автомобиле, поездки в этом направлении станут вполне реальными. С учетом остановок на отдых такое расстояние можно будет преодолеть за два световых дня. Появится больше возможностей для автомобильного туризма в том направлении.
— Имеет ли смысл реконструировать дороги от Тюмени на Курган и на Тобольск — Сургут — Ханты-Мансийск?
— Если говорить про экономику, то более востребованное направление от Тюмени — это продление дороги далее на восток: на Омск, Новосибирск, Красноярск. Там и плотность населения выше, и поток грузов больше, в конце концов, Китай тоже в ту сторону. Что же касается Кургана, то там фактически тупик. Далее идет Казахстан, но грузы оттуда в сторону Европейской России таким маршрутом не возят: получается перепробег. Примерно та же ситуация в направлении ХМАО и ЯНАО. Населения там около двух миллионов человек. Грузопоток, правда, большой, однако эти грузы автомобилями не возят. Это в первую очередь трубопровод и газовые танкеры, в меньшей степени железная дорога.
То же касается нормативов. Двухполосные дороги имеют нормативную суточную интенсивность не более 14 тысяч автомобилей. В рассматриваемых направлениях до таких цифр еще очень далеко.
Если и продлевать трассу М-12, то дальше на восток, хотя и там текущая интенсивность не так уж велика. Всё же скоростные дороги — это удел территорий с высокой плотностью населения, которая у нас присутствует только на западе страны.