Вагоны: загрузить деньгами и продать

27 ноября 2023, 00:00

На 25 млрд рублей банк непрофильных активов «Траст» (основной бенефициар — ЦБ РФ) купил акций дополнительной эмиссии крупнейшего в России производителя грузовых вагонов — ПАО «НПК “Объединенная вагонная компания”» (ОВК). Всего, как сообщил эмитент, было размещено около 2,79 млрд акций на общую сумму 25,95 млрд рублей. По итогам размещения доля банка «Траст» в капитале компании выросла до 93,6%. До этого, согласно данным «СПАРК-Интерфакс», она составляла 27,76%.

АЛЕКСАНДР ДЕМЬЯНЧУК/ТАСС
«Траст» надеется оздоровить ОВК
Читайте Monocle.ru в

Двадцать пять миллиардов рублей пойдут на погашение долгов компании, остальное — на финансирование инвестиционной программы, которая направлена в том числе «на повышение собственной производственной автономии в условиях импортозамещения».

Впрочем, 25 млрд рублей для полного расчета с кредиторами ОВК недостаточно: на 30 июня этого года размер финансового долга компании составлял 71,7 млрд. Пока неизвестно, как может быть решена эта проблема.

С 5 сентября нынешнего года, когда компания впервые сообщила, что намерена провести дополнительную эмиссию, чтобы уменьшить свой долг, ее бумаги вошли в затяжное пике. С уровня 300 рублей к моменту размещения они упали до 22 рублей за акцию, показав самое значительное на российском рынке падение в этом году. И немудрено: совет директоров ОВК установил цену одной акции, размещаемой в рамках допэмиссии, в 9,3 рубля. Отметим, торги акциями ОВК начались на бирже в 2015 году. Их цена при первичном размещении составила 700 рублей. На пике же стоимость доходила до 830 рублей в 2017 году.

Учитывая, что до проведения эмиссии капитал компании был поделен на 115,9 млн акций номинальной стоимостью один рубль, произошло мощнейшее размывание долей миноритарных акционеров, в том числе физических лиц, которые торговали ими на бирже, что точно не прибавило популярности эмитенту в этих кругах.

Главным активом ОВК является Тихвинский вагоностроительный завод, построенный практически с нуля и запущенный в эксплуатацию в 2012 году. Инвестором выступила группа ИСТ Александра Несиса.

Вскоре после запуска производства она начала постепенно снижать долю своего участия в капитале ОВК. Долг последней при этом увеличивался: производство развивалось, в состав компании добавлялись активы. По итогам нескольких растянутых по времени сделок к концу 2017 года крупными бенефициарами ОВК стали финансовые организации из так называемого Московского банковского кольца, в том числе банк «ФК “Открытие”» и структуры группы «Сафмар». Участники «кольца» были взаимными кредиторами и акционерами, активно кредитовали другие бизнесы своих владельцев. К тому моменту долг ОВК перед кредиторами, по данным СМИ, превышал 100 млрд рублей. После того как ЦБ РФ «разорвал» Московское кольцо, объявив о санации банка «Открытие», между акционерами ОВК возник конфликт: часть из них пожелала выйти из состава акционеров, блокируя при этом ряд нужных ОВК сделок. Банк «Траст» стал совладельцем ОВК с пакетом 5,7% в 2019 году и неуклонно наращивал свое участие. Он же постепенно стал и крупным кредитором вагонной компании, и деньги, которые ОВК получила от банка в ходе размещения допэмиссии, пойдут на погашение долга перед ним же. Цель банка «Траст» — максимально оздоровить ОВК и продать эту компанию профильному инвестору. Ранее заявлялось о намерении сделать это до конца текущего года. Отчет ОВК по МСФО за первое полугодие нынешнего года показывает, что выручка компании выросла относительно аналогичного периода 2022-го на 23%, до 33,8 млрд рублей, EBITDA — на 104%, до 1,73 млрд. ОВК производит востребованный подвижной состав, спрос на который растет. Поэтому не исключено, что покупатель найдется.