Четвертые по национальной силе

11 марта 2024, 00:00
№11

В прошлом номере «Монокля» мы обратили внимание на то, что Россия имеет все шансы в ближайшие год-два войти в четверку крупнейших стран по размеру ВВП по паритету покупательной способности, обогнав явно медленную Японию. И заодно заметили, что по уровню ВВП на душу населения среди этой четверки мы все еще конкурируем с США. Поскольку нас самих это обстоятельство удивило, мы стали искать причины такой нашей силы и пустились в рассуждения о том, что наша огромная территория с ресурсами являются здесь важнейшими факторами, а не хватает нам инвестиций в основной капитал, которые мы, кажется, собираемся наконец-то делать.

Валерий Шарифулин/ТАСС
Читайте Monocle.ru в

А на этой неделе Институт демографической политики имени Д. И. Менделеева, ЦЭМИ РАН и Федеральная служба охраны РФ обновили индекс национальной силы, рассчитываемый для 193 стран — членов ООН.

Индекс национальной силы рассчитывается на основе 22 показателей, каждый из которых относится к одной из шести групп: географические характеристики, природные ресурсы, население и труд, экономические показатели, вооруженные силы и наука и инновации. Согласно этому индексу наша страна (у нас он составляет 5,68) действительно входит в четверку самых мощных стран: кроме России это Китай (индекс 14,64), США (10,63) и Индия (6,1). Авторы исследования отмечают, что национальную силу мировые стратеги используют аж с 1741 года, и имеются в виду не конъюнктурные обстоятельства, а долгосрочные, влияющие на потенциал страны (https://nationpowerindex.com/).

Наличие шести групп факторов позволяет нам оценить, в чем мы сильны, а в чем проигрываем.

Естественно, мы занимаем первое место по географическим характеристикам — из-за территории и лесных угодий. Но всего десятое — по размеру сельхозугодий. С точки зрения природных ресурсов мы лидируем по запасам газа, и только. Нефть, золото — восьмое и пятое места.

На наш взгляд, важно отметить: то, что внутри страны мы считаем своими основными ограничениями, а именно численность населения (рынок) и численность трудовых ресурсов, на общем фоне таковыми не выглядят. И там и там мы девятые и вторые после США среди западных стран.

Мы реально проигрываем там, где действуют рукотворные факторы

Понятно, что мы наверху списка по группе факторов «Вооруженные силы» (факторы — военные расходы и численность ВС).

А где мы реально проигрываем? Все это, так сказать, факторы рукотворные — функция приложенных системных усилий, направленных на развитие экономики и модернизацию. Очень низко мы стоим по показателю «Валовое накопление основного капитала»: занимаем десятое место, при этом вдвое уступая стагнирующей Германии и на порядок — США. А по показателю «Размер денежной массы» мы вообще незаметны.

С показателем инвестиций в основной капитал содержательно коррелирует группа показателей науки и инноваций. Здесь мы заметны только по количеству публикаций, но по доле в ВВП, числу занятых в науке и в экспорте высокотехнологичной продукции мы за пределами первых 16 позиций. Наши усилия в этой области, естественно, тоже проекция наших усилий в модернизации экономики.

Поэтому вернемся к тезису прошлой недели: станем много и эффективно инвестировать, в том числе в реальную науку, — будем в четверке самых сильных мировых держав с хорошим потенциалом конкурировать с США.