Малый и средний бизнес идет в производство

11 марта 2024, 00:00
№11
МАКСИМ КИСЕЛЕВ/ТАСС
Объемы производства малых и средних компаний, как и их количество, заметно выросли в 2023 году

Суммарный рост оборотов производственных компаний в секторе среднего и малого бизнеса в 2023 году составил 28% по сравнению с 2022-м. К такому выводу пришли аналитики сервиса «МойСклад», которые оценили 10 тыс. производственных компаний — его клиентов на всей территории России. Исследовались обороты компаний за 2022 и 2023 годы в разрезе регионов, а также продукция, которую они производят.

Практически в каждом регионе России в 2023 году наблюдался рост как количества производственных компаний среди малого и среднего бизнеса, так и их оборотов. Больше всего производственный бизнес вырос в Самарской области: обороты увеличились на 66%, далее идут Свердловская (43%) и Московская (41%) области, Москва (36%), Республика Татарстан (29%), Нижегородская область (24%) и Санкт-Петербург (18%).

Топ товаров, которые производил малый и средний бизнес в 2023 году в нашей стране, — это одежда: 17% компаний от общего количества опрошенных; еда и напитки — 14% компаний; мебель — 10%. Швейные компании составляют 8% от общего числа компаний, стройматериалы производят 6%, косметику и парфюмерию — 5%. В Москве лидирует производство продуктов питания, косметики и строительных материалов. В Санкт-Петербурге — одежда, мебель и товары для ремонта. В Московской области больше всего изготавливают одежды и товаров для стройки и ремонта.

«Идет усиление малого и среднего бизнеса в стране, — говорит Аскар Рахимбердиев, CEO сервиса “МойСклад”. — Производственное направление никогда не считалось основным для малого и среднего бизнеса, небольшие предприниматели больше нацелены на реселлинг товаров. Однако ситуация меняется прямо у нас на глазах: объемы производства малых и средних компаний, как и их количество, заметно выросли в 2023 году, а в 2024-м мы уже видим дальнейшее усиление тенденции. Факторы, способствующие росту, — уход с рынка западных компаний, увеличение доходов населения, переформатирование логистических цепочек и гибкость небольших компаний. Еще один важный фактор — рост конкуренции. По мере увеличения количества компаний малого и среднего бизнеса и развития онлайн-каналов продаж, в особенности маркетплейсов, конкурировать с одним и тем же товаром становится сложнее. Производство собственной продукции делает товар предпринимателя уникальным, а значит, более защищенным и привлекательным для потребителя. По нашей оценке, малый бизнес будет и дальше развивать производство, в первую очередь одежды, мебели и продуктов питания, там, где больше дефицит на рынке. Постепенно начнет расти и доля более сложных товаров: электроники, автозапчастей, оборудования для крупного промышленного комплекса».