Disobedience, Sysoev, Vassa & Co, Kuchugova, Waseem Khadra на Московской неделе моды

Вячеслав Суриков
редактор отдела культура «Монокль»
11 марта 2024, 00:00
№11

На ВДНХ и в Манеже показали свои новые коллекции более ста отечественных и зарубежных дизайнеров

предоставлено Фондом моды
Из коллекции Kuchugova

Современный фешен-показ — это шоу, которое длится десять-пятнадцать минут, в течение которых зрители могут рассмотреть не только несколько десятков комплектов одежды, созданной дизайнерами, но и погрузиться в атмосферу бренда. Формат показа по большей части остается неизменным: модели проходят по подиуму и демонстрируют то, что на них надето. Прически, макияж каждой из них продуманы до деталей и гармонируют друг с другом. Еще одно выразительное средство, которое есть в распоряжении у дизайнера в процессе режиссуры показа: модель может сопровождать свое шествие по подиуму движениями рук. Но главный организующий элемент показа — музыка: она не только задает его темп — это еще одна возможность для дизайнера заявить концепцию своей коллекции.

Disobedience

Самым радикальным по форме был показ московского бренда Disobedience. Его концепция заключена в названии — «Неповиновение». Создатели бренда считают, что через неповиновение общественным нормам человек обретает свободу и самость. Для них современная реальность непостоянна, что заставляет их каждой коллекцией отвечать на вопрос, в чем смысл существования человека. Для них быстротекущая мода — это проблема, которую они решают, мотивируя людей к осознанному потреблению, давая им понять, как дешевая одежда массового производства и связанные с этим процессом отходы влияют на окружающую среду.

На Московской неделе моды Disobedience представили перфоманс в характерном для них стиле: модели предстали в образе средневековых ведьм. Они шли по подиуму босиком в платьях, свитерах, накидках, джинсах и при этом совершали неровные, болезненно дрожащие движения руками. Особые симпатии у Disobedience вызывают рыжеволосые модели: одна их них вышла на подиум с распущенными волосами, другая — с волосами, собранными в пучок. В ходе показа три модели опустились на пол и какое-то время демонстрировали безучастность к происходящему вокруг них, после чего все-таки покинули подиум, освободив его для модели с губами зловеще темного оттенка. Никакого привычного изящества в походке и раз за разом повторяемое название бренда в виде кириллических надписей на одежде — «Дисобидиенс». Запоминающаяся деталь — удлиненные свисающие ниже колен рукава платьев.

Sergey Sysoev

Сергей Сысоев — приверженец красоты и практичности в одежде. С детства мечтал стал модельером. Владеет ремеслом: он портной мужского костюма высшего разряда, изучал конструирование одежды, прошел курс академического рисунка, освоил все тонкости трикотажного производства. Собственную марку основал еще в 1996 году. Имеет опыт создания одежды для промышленного производства, малыми тиражами и на индивидуальный заказ.

На Московской неделе моды его показ был одним из самых традиционных: модели динамично шествовали по подиуму демонстрируя яркую одежду с растительно-цветочными орнаментами, перемежающуюся классикой серо-черных цветов. Но в его показе была одна необычная деталь: головы некоторых моделей он закрывал прозрачной сетчатой тканью, отделанной в той же стилистике, что и платье. Женщина при этом лишается черт лица, подобно персонажам картина Казимира Малевича из серии «Безликие». Впрочем, в этом приеме Сысоев не был оригинален: участники Московской недели моды прибегали к нему неоднократно, надевая на женщин тканевые маски и создавая таким образом на показе атмосферу венецианского карнавала.

Но без неожиданностей не обошлось: в финале на подиум вырвался человек, одетый во все черное, с белым листком с надписью «Future», но долго продержаться ему не удалось. Это была незапланированная вылазка, но никто даже не успел понять, что произошло. Охрана безопасности среагировала. Подиум неизвестный покинул без сопротивления. А потом вышел сам кутюрье и был осыпан цветами.

Vassa & Co

Дизайнер Vassa представила коллекцию, обращенную в будущее. Ее компания Vassa & Co была создана в 2000 году — была запущена первая в России индустриальная линия prêt-a-porter и открыты первые четыре магазина. Дизайнер, нацеленная на создание российского бренда, который был бы на одном уровне с мировыми лидерами моды, получила образование в США, работала в компаниях Ann Klein, Calvin Klein и Federated. Первый показ ее дизайнерской коллекции состоялся в 1996 году в Нью-Йорке. Vassa считает себя последователем нью-йоркской школы минимализма и наследником российских традиций конструктивизма. Ей удалось создать себе репутацию The Russiаn Queen of minimalism и самого коммерчески успешного дизайнера России.

В коллекции, представленной на Московской неделе моды, она проявила себя как последовательный минималист. Ее предпочтения — четко прочерченные линии и единый цветовой тон, один, максимум два цветовых оттенка. Это может быть сочетание серого с черными брюками, обувью, поясом или перчатками

В коллекции, представленной на Московской неделе моды, она проявила себя как последовательный минималист. Ее предпочтения — четко прочерченные линии и единый цветовой тон, один, максимум два цветовых оттенка. Это может быть сочетание серого с черными брюками, обувью, поясом, или перчатками. Еще вариант — серый или белый верх и черный низ. Или доминирующий черный цвет и белые элементы, например манжеты на рукавах. Vassa нравится обнажать руки и торс и почти никогда — ноги. Чтобы напомнить о своем пристрастии к авангарду, она включила в коллекцию белый и черный женский костюмы с гигантскими нарукавниками.

Kuchugova

Анастасия Кучугова первое образование получила в театрально-художественном училище, а уже затем пошла учиться в Лабораторию моды Славы Зайцева. Первый раз приняла участие в Московской неделе моды в 2005 году. Работала в кино и помогала артистам создавать сценические образы. В 2016 году открыла магазин одежды под собственным брендом.

В новой коллекции Анастасия отправилась в 1920-е годы и почерпнула там сочетание элементов женского и мужского гардероба: пальто-накидки, жакеты, жилеты, свободные рубашки, брючные костюмы. Почти обязательный элемент — крупная брошь в виде хризантемы. Показ, как и следовало ожидать от дизайнера, погруженного в артистическую среду, получился кинематографичным, с едва ли не лучшим кастингом. Элегантные женщины и мужчины не торопясь проходили по подиуму, успевая за отпущенные им тридцать секунд создать образ человека ушедшей эпохи, переместившегося в современность и чувствующего себя носителем безупречной элегантности.

Waseem Khadra

Египетский дизайнер Васим Хадра меньше всех заботился о практичности своей одежды. Похоже, ему хотелось вместить в свою коллекцию максимальное количество человеческих типажей, причем иногда неожиданных. Например, создать образ девушки-маляра в штанах, испещренных разноцветными пятнами. Или строительного рабочего в желтом костюме со светоотражающими вставками. Для достоверности он нанес поверх костюма пятна, имитирующие грязь, добавил дождевик, а на ноги надел леггинсы. Получился манифест: строители тоже имеют право демонстрировать стройные ноги. Среди типажей можно встретить сварщика, пчеловода, доставщика товаров, художника, пожарного, студента, ковбоя, мальчика в кепке, клетчатой рубашке и гетрах. Самый зловещий образ — человек в черном с полностью закрытым лицом и накладкой в виде птичьего носа; похоже, это был палач. Весь показ выглядел как напоминание людям, влюбленным в моду и красоту, о людях, которые занимаются тяжелым трудом. Но не только о них: среди персонажей, которых пожелал создать Васим Хадра, был и Шерлок Холмс в узнаваемой кепке и с трубкой. Сам дизайнер появился в финале и тоже в элегантном «рабочем» костюме в штанах камуфляжной расцветки.