На долю группы ЧЭМК приходится порядка 80% отечественного производства ферросплавов — более 1,2 млн тонн в год. Сплав железа с другими элементами, такими как хром, никель, марганец, титан и другие, используется для создания стали с определенными свойствами. Основные потребители ферросплавов — металлургические комбинаты и трубные заводы. Сталь с особыми свойствами используется при производстве вооружений.
Процесс «об истребовании имущества из чужого незаконного владения» акциями предприятий группы ЧЭМК начался 6 февраля этого года с иска Генеральной прокуратуры РФ. Надзорное ведомство посчитало, что приватизация всех трех предприятий в 1990-х годах была проведена с нарушениями, и обратилось с иском в суд, потребовав вернуть акции этих предприятий в государственную собственность. Кроме того, согласно утечкам в СМИ, в иске Генпрокуратура также обращала внимание суда на то, что группа ЧЭМК попала под контроль резидентов из недружественных стран, а экспортируемые в эти страны ферросплавы могли быть использованы при производстве вооружений и боеприпасов, которые, в свою очередь, могли быть поставлены на Украину.
Двадцать шестого февраля Свердловский арбитражный суд удовлетворил иск Генеральной прокуратуры, постановив вернуть ценные бумаги предприятия в собственность государства.
Владельцем всех трех заводов до последнего времени была компания «Эталон», которую контролировала семья челябинского предпринимателя Юрия Антипова.
Теперь уже бывшие собственники обратились с апелляционной жалобой на решение суда первой инстанции. Ее рассмотрение первоначально было назначено на 13 марта, однако затем суд отложил заседание по ней на 27 марта.
Практика показывает, что обычно активы меняют собственника после того, как будет рассмотрена апелляционная жалоба и подтверждено решение суда первой инстанции.
«Законом установлено это общее правило, — объясняет управляющий партнер коллегии адвокатов “Частное право” (г. Екатеринбург) Максим Колесников, имеющий значительную практику по корпоративным спорам, в том числе между акционерами предприятий, — но Арбитражно-процессуальный кодекс содержит исключение из него. Суть заключается в том, что по ходатайству истца, в данном случае Генеральной прокуратуры, арбитражный суд вправе обратить свое решение к немедленному исполнению, если посчитает, что, например, замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или вовсе сделать исполнение решения суда невозможным. Скорее всего, Арбитражный суд Свердловской области обратил решение к немедленному исполнению. Надо сказать, что это крайне редкий случай. В моей практике по корпоративным спорам такого не было».
На переводе акций группы ЧЭМК Генпрокуратура решила не останавливаться. Четырнадцатого марта она обратилась с заявлением в Арбитражный суд Челябинской области, в котором просит взыскать с бывших владельцев Челябинского электрометаллургического комбината 25,8 млрд рублей в пользу государства. Об этом сообщила пресс-служба суда.
Как сказано в иске, между Урало-Сибирской металлургической компаний (ее правопреемник — компания «Эталон») и Юрием Антиповым 19 октября 2022 года было заключено соглашение, по которому он был освобожден от обязательства возвратить 22,9 млрд рублей, а также от уплаты процентов по ним в размере 2,9 млрд. Среди владельцев Урало-Сибирской металлургической компании на момент подписания соглашения были в числе прочих супруга Юрия Антипова Людмила и их сын Михаил, и Генпрокуратура просит взыскать с них солидарно 25,8 млрд рублей, поскольку «прощение долга на столь существенную сумму не имело экономической целесообразности и осуществлено в ущерб публичным интересам».