Региональных самолетов собственного производства России не хватает. Да их, можно сказать, и нет. И этом при том, что задача развития региональных перевозок поставлена, и довольно-таки давно (см. «Авиация забытого назначения», «Эксперт» № 4 за 2022 год).
Поэтому возобновление программы летных испытаний Ил-114-300 — хорошая новость, за которой последуют структурные изменения в системе местного и регионального авиасообщения.
Родом из жарких стран
Ил-114-300 — это развитие советского турбовинтового ближнемагистрального пассажирского самолета Ил-114, который был разработан в 80-х годах прошлого века для замены самолетов семейства Ан-24. Ил-114 с начала 1990-х производился на Ташкентском авиазаводе (Узбекистан). Правда, недолго и в малых количествах: несмотря на то что мощности предприятия были рассчитаны на выпуск 100 лайнеров ежегодно, произведено было только 20 воздушных судов.
Собственно говоря, первый опытный Ил-114-300 был сделан на базе серийного Ил-114, который был выпущен в Ташкенте в 1994 году, а с 2000 года не эксплуатировался. Работа над обновленной версией началась после 2014 года, когда против России были введены первые санкции и возникла проблема нехватки региональных самолетов вместимостью 60–70 кресел.
Ил-114-300 рассчитан на перевозку до 68 пассажиров на местных линиях на скорости до 500 км/ч и на расстояние до 1900 км. Он обладает высокой степенью автономности, то есть не зависит от обслуживания на аэродроме, и, как утверждается, способен взлетать и садиться на полосу с твердым грунтовым покрытием. Таким образом, эта машина будет особо востребована в местах удаленных — в Сибири, на Дальнем Востоке, в Арктике.
Свой первый полет Ил-114-300 совершил в декабре 2020 года, взлетев с аэродрома в Жуковском. Тогда же было объявлено, что завершить сертификацию этого воздушного судна ОАК планирует в 2022 году, а с 2023-го намерена приступить к серийному производству. До 2030 года предполагалось произвести до 100 ВС как для российских, так и для зарубежных заказчиков. Двадцать первого июля 2021 года в рамках Международного авиакосмического салона, производитель ПАО «Ил» (входит в ОАК госкорпорации «Ростех»), Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) и авиакомпания «Аврора» подписали соглашение о намерениях на поставку 19 самолетов начиная с 2023 года.
Однако 13 августа при заходе на посадку на аэродром Кубинка потерпел крушение военно-транспортный Ил-112. Перед падением у него загорелся двигатель. Ил-114-300 унифицирован с этим самолетом, а двигатели и на том и на другом из одного семейства — ТВ7-117 от санкт-петербургского «ОДК-Климов». Во избежание проблем испытательную программу Ил-114-300 приостановили. И это сдвинуло и сроки сертификации самолета, и выход на серийное производство.
Близкие родственники
Силовыми установками из семейства ТВ7-117 комплектуются также вертолеты, катера и самолеты региональной авиации, в частности «Ладога» от Уральского завода гражданской авиации. Ранее сообщалось, что первый полет этого 44-местного турбовинтового самолета состоится в первом квартале 2024 года. Сертификат типа на него компания планировала получить до конца текущего года, а в следующем году уже приступить к серийному производству этой машины. Но пока новостей о первом полете «Ладоги» не поступало. Согласно правительственной программе развития авиаотрасли до 2030 года, в 2025 году в России должно быть произведено 15 самолетов «Лагода», а начиная с 2026-го планируется делать по 25 штук ежегодно.
«Ладога» оснащается двумя двигателями ТВ7-117СТ-02 взлетной мощностью 2400 л. с., Ил-114-300 тоже двумя, но по 3100 л. с. каждый. Сертификация двигателя для «Ладоги» планировалась на этот год и пока еще не состоялась. Ранее сообщалось, что начало серийного выпуска этих двигателей запланировано на 2025 год.
Ил-114-300 поднялся в небо в день 130-летия со дня рождения великого авиаконструктора Сергея Ильюшина. Под его руководством были спроектированы, построены и испытаны десятки самолетов для военного и гражданского воздушного флота нашей страны
За время с момента приостановки испытаний Ил-114-300 в «ОДК-Климов» провели значительные работы по усовершенствованию силовых установок семейства ТВ7-117. В частности, были расширены эксплуатационные параметры ТВ7-117СТ-01 по температурному диапазону, высоте и ресурсу. «Одобренные изменения являются очередным этапом плана по улучшению характеристик не только ТВ7-117СТ-01, но и всего семейства ТВ7-117, которое на сегодняшний день включает вертолетный ТВ7-117В для Ми-38 и ТВ7-117СТ-02 для регионального самолета “Ладога”», — подчеркивал генеральный конструктор «ОДК-Климов» Всеволод Елисеев. Двигатель был сертифицирован Росавиацией в декабре 2022 года.
Первый полет второго опытного образца Ил-114-300, полностью российского производства, прошел штатно, системы и оборудование работали исправно.
«ОДК наращивает производственные мощности, и мы готовы приступить к серийным поставкам ТВ7-117СТ-01, чтобы обеспечить потребность авиаотрасли в отечественных двигателях», — заявил генеральный директор ОДК Вадим Бадеха.