Банки начали автоматически списывать вдвое большие суммы, объясняя это новым порядком кредитования, введенным Минсельхозом России. Он изменился еще в ноябре прошлого года, и не все агропроизводители успели отследить эту новость, поэтому сейчас автоматически списываемая банками двойная плата за проценты по льготным кредитам многих удивила.
Минсельхоз изменил условия кредитования, привязав ставку по льготным инвестиционным кредитам к ключевой ставке Центробанка. По приоритетным направлениям она составит 70% от ключевой, а для прочих — 50%. То есть при ключевой ставке в 21% льготные кредиты по приоритетным направлениям (селекция и генетика, молочное скотоводство, сезонно-полевые работы, а также строительство тепличных комплексов на Дальнем Востоке и в Калининградской области) составит 8,3%, для других направлений — 12,5%.
«Нашим овощеводам стали приходить письма из банка об увеличении платежей по льготным кредитам, и даже сами банки списывают вдвое больше средств, чем раньше, — говорит генеральный директор ассоциации “Теплицы России” Тамара Рогова. — В итоге себестоимость производства продукции увеличится: у нас все-таки самая закредитованная подотрасль агросектора. Но это не означает, что производители будут включать автоматически в цену увеличившиеся платежи по кредитам. Мы сейчас обсуждаем с Минсельхозом различные варианты господдержки компаний, оказавшихся в трудной ситуации».
Программа льготного кредитования сельхозпроизводителей действует в России с 2017 года для создания новых предприятий, в основном в зависимых от импорта подотраслях АПК. По ней аграрии получали краткосрочные (до двух лет) и инвестиционные (до 15 лет) займы изначально по ставке до 5% годовых. На эти средства были построены сотни новых, современных предприятий. Но с 2024 года ставка стала плавающей (в зависимости от целей кредита), а выдача средств начала осуществляться только по определенным видам деятельности. Однако в прошлом году это не касалось кредитов, которые выдали аграриям ранее, с 2017-го. Их получатели были убеждены, что ставка 5% сохранится до конца выплаты кредита. Поэтому изменение условий по длинным кредитам в ноябре прошлого года для многих стало крайне неприятной неожиданностью.
Согласно данным Росстата, только в прошлом году по инвестиционным кредитам аграрии заплатили проценты на 200 млрд рублей. «Думаю, в текущем году эта сумма будет в полтора-два раза больше, — говорит эксперт зернового рынка Александр Корбут. — С одной стороны, надо отдать ведомству должное: оно добилось увеличения субсидий на новые инвестиционные кредиты на этот год. С другой — непонятно, будут ли их брать при увеличении вдвое ставки по кредитам и что делать с бизнес-планами прежних инвестиционных проектов, которые придется пересматривать».
На прошлой неделе на конференции ИКАР «Где маржа 2025» заместитель министра сельского хозяйства Елена Фастова обрадовала аграриев новостью: ведомству удалось увеличить сумму госдотаций в этом году на новые инвестиционные кредиты до 48,7 млрд рублей против 21,5 млрд годом ранее. Это в дополнение к общей сумме господдержки агросектора на нынешний год в 507,4 млрд (хотя годом ранее были рекордные 665 млрд, из которых свыше 211 млрд выделены на льготные кредиты). Елена Фастова считает, что пока этих средств достаточно для планового развития агросектора с целью увеличения выпуска продукции через пять лет на 25%.
По словам генерального директора Национального союза свиноводов Юрия Ковалева, развитие свиноводства повышение ставки по льготным кредитам не затормозит: ни один инвестпроект на паузу не поставлен. Но существенно снизит маржинальность, которая в индустриальных хозяйствах сегодня доходит до 20–25%. При этом речь идет о росте ставки по инвестиционным кредитам, которые свиноводы брали на строительство новых ферм с 2017 по 2018 год, а затем государственное кредитование подотрасли прекратилось. Сейчас еще не все компании завершили инвестиционный цикл. «Примерно 40 процентов мощностей не достроены или не вышли на плановую мощность, речь идет о средствах производства для 2,0–2,5 миллиона тонн свинины», — рассказал он.
«В целом, если в прошлом году долговая нагрузка на килограмм свинины составляла 4,5 рубля, то теперь доходит до 10–12 рублей на килограмм живого веса (в зависимости от стадии инвестиционного цикла), — посчитал Юрий Ковалев. —Безусловно, это снизит маржу, помимо того что она уменьшается вслед за ростом стоимости кормов — на 40–60 процентов с начала прошлого года». По его словам, в 2024-м себестоимость в свиноводстве увеличилась на 20–25%, хотя цены повысились лишь на 4,5%, что сильно ниже инфляции.