Впустим в приоткрытую дверь

Александр Лабыкин
обозреватель «Монокль»
24 марта 2025, 06:00
№13

В Россию смогут вернуться западные инвесторы — если они покидали наш рынок без скандала, а их ниши еще не начали занимать отечественные компании

АЛЕКСАНДР ДЕМЬЯНЧУК/ТАСС
Если ниши западных компаний уже заняты российским бизнесом, они не получат преференций при возвращении на российский рынок
Читайте Monocle.ru в

Некоторые иностранные компании, покинувшие наш рынок за последние три года из-за запрета вести бизнес в России, начали прощупывать почву для возвращения. Президент Владимир Путин на прошлой неделе обозначил условия: вернуться могут только те, кто не вредил оставляемому бизнесу, а передал его в сохранности в управление российскому менеджменту. Но главное, их ниши не должны быть заняты российскими компаниями — это важно для защиты наших инвесторов, смело вложившихся в опустевшие рынки. Под вопросом остается возможность вернуть свой бизнес тем, кто продавал его россиянам с дисконтом с условием обратного выкупа (это, например, Mercedes-Benz, McDonald’s, L’Occitane). Таковых, по разным оценкам, порядка 150‒200, а всего по политическим причинам Россию покинули или прекратили поставлять нам товары около 360 компаний.

Так или иначе, сейчас эксперты ожидают притока на российский рынок части прежних игроков, в первую очередь в тех отраслях, где российский бизнес не в полной мере освоил оставленные ниши, — это IT-сфера и электротехника, нефтесервис и прочие высокотехнологичные отрасли. В потребительских же секторах места иностранцев оказались заняты довольно быстро.

Точки невозврата

О том, что отечественный бизнес всерьез обеспокоен ожидаемым возвращением иностранных компаний, стало понятно 17 марта в ходе съезда Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), глава которого Александр Шохин прямо сказал президенту страны: «Российским компаниям удалось занять многие освободившиеся ниши, и мы не собираемся уступать их “возвращенцам”». Он предложил срочно сформировать условия, на которых иностранные компании смогут вернуть свой российский бизнес, оставленный ими волей или неволей после начала СВО в 2022 году. Таковые нужны для «защиты отечественного бизнеса, который успешно решает задачи импортозамещения», — уточнил Александр Шохин.

Владимир Путин ответил, что знает о намерениях ряда компаний вернуться на российский рынок, но также понимает, что нам должны быть ближе интересы наших предпринимателей, которые уже инвестировали в развитие оставленного иностранцами бизнеса. «Кто-то уже произвел вложения, наладил производство, а кто-то находится только в начале проектов и разворачивает стройку, несмотря на высокую ключевую ставку. И конечно, мы не имеем права подорвать эти планы, свести к нулю вложенные силы и средства», — успокоил Владимир Путин отечественных предпринимателей. «Если ниши западных компаний уже заняты российским бизнесом, то, как и говорил раньше, у нас в народе это говорят, поезд ушел, привилегий и преференций для возвращающихся не будет», — обозначил главную «красную линию» для иностранцев президент.

Не могут рассчитывать на возвращение компании, которые «…демонстративно хлопнули дверью, захотели продать свой российский сегмент, кстати, зачастую с большим дисконтом, и так и поступили, — заявил Путин. — Либо, того хуже, начали саботировать деятельность и тем самым поставили в уязвимое положение целые коллективы, своих российских клиентов, поставщиков, подрядчиков. Кстати, эти компании нам хорошо известны, в них мы были вынуждены ввести временное управление».

Зато к тем инвесторам, кто ушел по-джентльменски, будет «индивидуальный подход» — Владимир Путин попросил правительство применить его к тем, кто вынужденно, под давлением западных стран, уходя с нашего рынка, сохранил персонал, технологии, передал управление российскому менеджменту, порой даже под другим брендом. «Понимаем, что такие инвесторы многим рисковали, могли столкнуться с негативной реакцией со стороны своих правительств, но они сделали самостоятельный и ответственный выбор, и, безусловно, мы этот выбор уважаем и с уважением будем относиться к таким нашим партнерам». — обнадежил президент России потенциальных «возвращенцев». Но и им не следует рассчитывать выкупить свой бизнес по той же низкой цене, по которой они вынуждены были его продать. В настоящее время по поручению президента Минфин разрабатывает список требований к иностранным компаниям для возвращения на российский рынок, он будет согласован на правительственной комиссии по иностранным инвестициям.

Уйти, чтобы вернуться

С марта 2022 года, после начала СВО, правительства западных стран запретили своим компаниям вести бизнес в России и торговать с ней. По подсчетам консалтинговой компании Kokoc Group, в первом квартале 2022 года из России ушли или приостановили инвестиции в свой бренд на территории страны 560 компаний, но по состоянию на четвертый квартал 2024-го 235 вернулись. То есть 325 компаний сейчас могут находиться в раздумьях, надо ли стучать в захлопнутую ими же дверь.

Демарш иностранцев мог обернуться провалом в ряде отраслей, поэтому в 2022 году правительство узаконило введение временного управления иностранными компаниями, которые готовятся уйти из России. Это касалось тех компаний, которые более чем на 25% принадлежат выходцам из недружественных государств, обладают активами стоимостью более 1 млрд рублей и штатом сотрудников более 100 человек. Их обязали согласовывать продажу местных активов с российскими властями, а также соответствовать требованиям: предлагать дисконт покупателю в размере 60% и сделать взнос в федеральный бюджет — 15% от стоимости сделки.

Большинство иностранных компаний решили подстраховаться и при продаже бизнеса с дисконтом оставили предусмотренное российским законом право на опцион обратного выкупа своего бизнеса. Таковые есть, например, у Mercedes-Benz (срок действия опциона — шесть лет с момента продажи), McDonald’s (15 лет), L’Occitane (5 лет), Renault, Bosch, Baker Hughes и других.

Пока никто из них официально не объявил о желании выкупить обратно свой бизнес. Впрочем, в зарубежных СМИ несколько брендов все же дали о себе знать. Например, представители американской нефтесервисной компании Baker Hughes в начале марта сообщили The Bell (признано в России иноагентом), что «оценят коммерческую обстановку для возвращения», но лишь когда санкции против России будут отменены. Американский производитель лифтов Otis тоже заявил в СМИ, что может задуматься о возвращении в Россию лишь после того, как будут восстановлены цепочки поставок и возобновлены прямые банковские платежи.

Представитель немецкого производителя электроники Bosch сказал, что ведет переговоры с компанией «Газпром бытовые системы», которой в 2024 году был вынужден продать свой петербургский завод Bosch. Правда, о чем идут переговоры, неизвестно (возможно, просто о поставках запчастей).

Представитель же Adidas заявил, что компания не думает о России «ни секунды», но добавил, что товары в России реализуются независимыми поставщиками. Они и в самом деле поставляются по параллельному импорту — узаконенным правительством России обходным путям поставок важных импортных товаров.

В шведской Ingka, владеющей мебельным ретейлером IKEA, сообщили, что по-прежнему надеются «когда-нибудь в будущем вернуть IKEA людям в России», но считают, что «сегодня для этого нет предпосылок». Испанский холдинг Inditex, владеющий брендами Zara, Massimo Dutti, Bershka и другими, официально о возвращении в Россию не заявлял, но с начала года компания подала 15 заявок на регистрацию брендов в Роспатенте.

Приходи и помоги

Партнер практики сопровождения сделок консалтинговой компании Neo Владимир Фомченко полагает, что правительственная комиссия по инвестициям при выборе условий для возвращении каждой компании будет опираться главным образом на потребности экономики. «Несмотря на наметившийся тренд по импортозамещению, в отрасли высоких технологий сохраняется отставание от мировых лидеров — например, внедрение ключевых информационных систем у многих предприятий проведено не в полном объеме», — говорит эксперт.

С ним согласен вице-президент «Деловой России» Николай Остарков: «В ряде отраслей мы оказались в трудной ситуации, например в двигателестроении, в системах навигации, сотовой связи. Но мы научились в этих же секторах отчасти замещать западное импортное оборудование и технологии — где сами, где с помощью партнеров из дружественных стран. Поэтому западные технологии нам по-прежнему кое-где очень нужны». Он считает, что в таких случаях, скорее всего, иностранцам будет предложен вариант возвращения в формате СП с российским бизнесом, занявшим его место. «Это будет приоритетным критерием, если такой партнер обеспечит совместному предприятию решение проблем с логистикой и финансовыми расчетами, которые у нас возникли из-за санкций и неизвестно, когда будут устранены», — говорит Николай Остарков.

Скорее всего, именно такой вариант Минпромторг предложит компании Renault, имеющей опцион на обратный выкуп АвтоВАЗа на шесть лет. В 2022-м компания продала 100% своих акций «Рено Россия» правительству Москвы (67,69% акций автоконцерна перешли в собственность ФГУП НАМИ, а оставшиеся акции компании сохранил за собой «Ростех»). В середине марта первый вице-премьер России Денис Мантуров заявил, что для возвращения в состав акционеров АвтоВАЗа французский автогигант должен возобновить стабильные поставки автомобильных комплектующих и запчастей, а также сохранить систему цифрового управления предприятием.

«Куда труднее будет вернуться тем компаниям, которые имеют сетевой бизнес и продали его российским компаниям, — говорит президент “Опоры России” Александр Калинин. — Например, “Макдональдсу” или “Старбаксу”, если они надумают возвращаться, придется восстанавливать всю сеть с нуля, поскольку новые собственники вряд ли согласятся на обратный выкуп».

В ретейле государство заинтересовано в возвращении в первую очередь тех бизнесов, которые имеют локализованные в России производства, завязанные на отечественные сырье, комплектующие и поставщиков, считает Владимир Фомченко. «По такому принципу, например, работала IKEA и другие компании сегмента DIY. Но за годы их отсутствия нарушились производственно-сырьевые цепочки. А многие российские поставщики сырья уже переориентировались на локальных производителей и ретейл, их производственные мощности загружены», — говорит Владимир Фомченко.

Корпорация McDonald's объявила о закрытии всех своих ресторанов в России в марте 2022 года, а уже спустя два месяца продала свой российский бизнес бывшему совладельцу угольной компании «Южкузбассуголь» из Новокузнецка Александру Говору, прежде управлявшему по франшизе 25 ресторанами McDonald's в Сибири. По его признанию, главным условием для продажи (а сумму сделки Говор не раскрывает до сих пор) McDonald's поставил полный ребрендинг и разрыв контрактов на поставку зарубежных ингредиентов. Что он и сделал, переименовав все купленные 850 точек сети во «Вкусно — и точка». Впрочем, Александра Говора спасло то, что компания уже тогда на 90% закупала продукцию у российских поставщиков. А саму сделку эксперты назвали более чем дружественной, к тому же генеральным директором новой компании является бывший управляющий «Макдональдс Россия» Олег Пароев. А все основные технологические и маркетинговые принципы McDonald's сохранены.

Кто хлопал дверью

Маловероятным представляется возвращение на российский рынок тех компаний, чей бизнес попал под управление Росимущества. В 2023 году механизм изъятия активов иностранных компаний во временное управление государством был применен, например, к финскому энергетическому концерну Fortum и сети типографий «Прайм Принт», принадлежащей норвежской Amedia.

В пищевом секторе такой рестрикции подверглись доли иностранных компаний в российской «дочке» Danone и производителе пива и напитков «Балтика». В 2023 году Владимир Путин подписал указ о передаче во временное управление Росимуществу доли в пивоваренной компании «Балтика», которая принадлежала структурам датского холдинга Carlsberg Group, а также акций «Данон Россия», находящихся в собственности Produits Laitiers Frais Est Europe, и фирмы «Данон трейд». Новым гендиректором «Данон Россия» стал бывший вице-премьер Чечни, экс-министр сельского хозяйства республики Якуб (Ибрагим) Закриев. Президентом «Балтики» был назначен Таймураз Боллоев, который уже руководил компанией в 1991‒2004 годах.

«Балтика» пока остается под управлением Росимущества, Carlsberg Group пока не заявляла о своих претензиях на обратный выкуп, а в российской компании комментировать ситуацию отказались. А вот активы Danone и его 13 заводов в стране купила компания «Вамин» из Татарстана, принадлежащая Минтимеру Мингазову. Сообщалось, что «Вамин» мог приобрести российские активы Danone за 17,7 млрд рублей (эксперты считали эту сумму заниженной). «Данон Россия» при этом был переименован в «Эйч энд Эн». При этом ближайший конкурент «Данон» — «Вимм-Билль-Данн» (входит в американскую PepsiCo), выпускающий молочной продукции на 117,2 млрд рублей в год, — решения о передаче активов в управление государству каким-то образом вовсе избежал.

Как бы по любви

В агросекторе судьба западных компаний сложилась по-разному. Крайне мало шансов вернуть свои российские активы у владельцев компании «АгроТерра» нидерландского холдинга AgroTerra Investments B. V., который был основан американской компанией NCH Capital Inc. (ее создал американец украинского происхождения Джордж Рор). Компания с 1990-х годов инвестировала в сельхозактивы стран СНГ и Восточной Европы и к 2012 году управляла уже более 800 тыс. га земли в России, Болгарии, Казахстане, на Украине, в Румынии и еще ряде европейских стран, производя до 4 млн тонн продукции растениеводства в год.

Большинство иностранных компаний решили подстраховаться и при продаже бизнеса оставили за собой предусмотренное российским законом право на опцион обратного выкупа

По данным самой компании за прошлый год, в России группа объединяла 24 хозяйства в семи областях страны. По данным консалтинговой компании BEFL, на май 2023 года «АгроТерра» контролировала 265 тыс. га сельхозземель (на Украине земельный банк компании почти вдвое больше — свыше 400 тыс. га), занимая 18-е место среди российских латифундистов. Стоимость ее сельхозугодий в 2022 году Forbes оценивал в 23,2 млрд рублей, тогда компания занимала 15-ю строчку в топ-20 землевладельцев. Компания довольно быстро перешла от простого экспорта зерна к самостоятельному производству сои, пшеницы, сахарной свеклы, подсолнечника и рапса. Причина, по которой «АгроТерра» впала в немилость, неясна. По словам эксперта зернового рынка Александра Корбута, со стороны руководства компании никакого саботажа не было, техника обновлялась исправно, посевная шла хорошо, компания была прибыльной. По версии других источников рынка, западных владельцев компании, имеющих большие активы на Украине, заподозрили в финансировании ВСУ. 

«Совсем иначе повела себя американская компания Cargill, которую попросили вежливо продать со скидкой только часть российского бизнеса — его экспортное направление, — говорит президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский. — Cargill продал эту “дочку”, зато у него остались российский крахмало-паточный завод, дающий 40 процентов патоки в стране, а также шесть комбикормовых заводов. А вот если бы он не согласился, мог бы тоже попасть под госуправление».

Избежал этого и один из крупнейших в России экспортеров зерна и масличных — компания «Русская земля», принадлежащая французской семье Луи-Дрейфус. Почему-то только сейчас, 14 марта этого года, ее российские активы (включая 100 тыс. га земли) выкупил агрохолдинг «Степь», входящий в АФК «Система» (сумма сделки не разглашается). По данным Rusprofile, выручка «Русской земли» в 2023 году составила 1 млрд рублей. «В агросекторе только одна компания вышла добровольно с российского рынка — это семеноводческая компания “Пионер”, — заключает Аркадий Злочевский. — Остальные ушли добровольно-принудительно. Им просто сказали: подвиньтесь или вас подвинут».