Вадим Мошкович теряет «Русагро»

31 марта 2025, 06:00
№14

Основателя одного из ведущих агрохолдингов подозревают в неправомерном выводе активов из партнерской компании, что может теперь стоить ему бизнеса.

МОСКОВСКИЕ СУДЫ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ/ТАСС
Следствие вменяет Вадиму Мошковичу в вину историю с покупкой доли в холдинге «Солнечные продукты»
Читайте Monocle.ru в

Аграрный рынок всколыхнула новость о заключении под стражу 28 марта основателя одного из крупнейших производителей пищевых продуктов в стране — группы компаний «Русагро» — Вадима Мошковича. Следственный комитет РФ обвинил его в мошенничестве в особо крупном размере и в злоупотреблении полномочиями. Вместе с ним арестован по обвинению по тем же статьям бывший гендиректор «Русагро» Максим Басов. Оба помещены под стражу до 25 мая. Им инкриминируют причинение ущерба компании «Солнечные продукты», приобретенной «Русагро» у бизнесмена Владислава Бурова в 2018 году. По версии следствия, ущерб от неправомерного вывода средств из купленного актива составил 1 млрд рублей.

26 марта ряд СМИ сообщили, что сотрудники ФСБ России и ГУЭБиПК МВД России провели обыски в офисах «Русагро» в Москве, Белгороде и в ряде других городов, а также в домах и квартирах топ-менеджеров компании. Сообщалось также о задержании нынешнего генерального директора «Русагро» Тимура Липатова, но вопрос о его аресте пока не рассматривался.

На аресте же Вадима Мошковича настаивал следователь, который в ходе заседания суда сказал, что у того есть паспорт Израиля, а его дети проживают за границей, куда он якобы может скрыться от следствия на своем самолете. Сам Вадим Мошкович вину не признал и просил отпустить его под залог в миллиард рублей, сообщив: «Я законопослушный гражданин. Мне 57 лет. Я не совершал преступления. В том числе данного. Считаю себя добропорядочным человеком. Я бы не хотел умереть в тюрьме. У меня ишемическая болезнь. С 2022 года являюсь санкционным лицом, самолета у меня нет… На иждивении ребенок и пожилые родители», — цитирует ТАСС ответ Вадима Мошковича в Мещанском суде.

Вину не признал и Максим Басов, просивший не заключать его под стражу, поскольку он содержит супругу и несовершеннолетнего ребенка, а также заботится о пожилых родителях и не намерен выезжать из России. Но гособвинитель возразил, что сын Максима Басова постоянно проживает в Великобритании и имеет связи в иностранных госорганах, а у самого экс-гендиректора «Русагро» гражданство Гренады. Адвокаты обоих топ-менеджеров намерены оспорить решение суда.

Акции «Русагро» в ходе торгов на Московской бирже упали более чем на 20%, в связи с чем компания, которая торгуется на бирже с 2011 года, вынуждена была сделать заявление: «Мы понимаем, что данная ситуация может вызвать вопросы у наших клиентов, партнеров и сотрудников, поэтому спешим заверить: компания полностью соблюдает законодательство и готова оказывать все необходимое содействие уполномоченным органам. Данные мероприятия никак не связаны с текущей деятельностью компании».

Вадим Мошкович основал «Русагро» в 1995 году, и сейчас это один из крупнейших в стране агрохолдингов с активами в 15 регионах и с 23 тыс. сотрудников, работающий в сахарном, мясном, масложировом и растениеводческом направлениях. Портфель брендов включает в себя марки «Мечта хозяйки», «Щедрое лето», «Русский сахар», «Чайкофский», «Слово мясника», «Ряба», «Готовим дома» и другие. Группа также выращивает зерновые, масличные, сахарную свеклу, ее земельный банк составляет 707 тыс. га, а оборот в прошлом году достиг 340,2 млрд рублей, на 23,2% больше, чем годом ранее. Попутно Вадим Мошкович занимался девелоперским бизнесом: строил жилые объекты в московской Коммунарке. В 2022 году во избежание санкций он уменьшил свою долю в «Русагро» с 57 менее чем до 50%.

Следствие вменяет Вадиму Мошковичу и Максиму Басову в вину историю с покупкой доли в холдинге «Солнечные продукты» (выпускает масло под брендом «Россиянка», майонез «Московский провансаль» и «Оливьез») у его основателя Владислава Бурова в 2018 году. Тогда стороны договорились о том, что «Русагро» выкупает за 34,7 млрд рублей 85% прав требований по кредитам «Солнечных продуктов» перед Россельхозбанком. Этот долг Вадим Мошкович обещал выплатить банку в рассрочку. При этом Владислав Буров должен был оставаться совладельцем компании и членом совета директоров. Но вскоре Буров заявил, что это был рейдерский захват его активов: он потерял бизнес и земельные участки, а иски бизнесмена отклонялись по надуманным основаниям.

В ходе ареста Вадима Мошковича и Максима Басова в суде выяснились и подробности этого «рейда». Оказывается, юристы агрохолдинга «Солнечные продукты» еще в 2023 году обращались в правоохранительные органы с заявлением о возбуждении уголовного дела в отношении Вадима Мошковича. Тогда заявитель утверждал, что представители ГК «Русагро» не исполнили свои обязательства в полном объеме, не погашали долги перед банком. Но в МВД отказали в возбуждении уголовного дела, прокуратура в ноябре 2024-го также не удовлетворила их жалобу.

И теперь обвинители в Мещанском суде заявили, что основатель «Русагро» Вадим Мошкович и экс-гендиректор Максим Басов вынудили бывшего совладельца холдинга «Солнечные продукты» Владислава Бурова продать 85% уставного капитала в компании в обмен на инвестиции и выполнение обязательств, которые не выполнили. С этим может быть связан эпизод о выводе в 2018 и 2019 годах из входящего в «Солнечные продукты» Саратовского жирового комбината 1,6 млрд рублей по неочевидным схемам, после того как предприятие начало процедуру банкротства.

Источник на рынке из числа бывших сотрудников «Русагро» предположил, что обвинение имеет под собой основание: «Агрохолдинг и раньше рос за счет недружественных поглощений — так он пополнял свой земельный банк, свиноводческий дивизион. У этой команды всегда была агрессивная политика на рынке. От истории с “Солнечными продуктами” пострадал не только его основатель, но и поставщики продукции этому агрохолдингу, которые тогда даже президенту писали жалобы на действия “Русагро”». Кстати, только в прошлом году агрохолдинг завершил корпоративный спор с ГК «Агро-Белогорье» белгородского бизнесмена Владимира Зотова о покупке его активов. После череды судов «Русагро» достались примерно за миллиард рублей 20 свиноводческих комплексов «Агро-Белогорья», три комбикормовых завода, мясоперерабатывающее производство и земельный банк в Белгородской области. Эти активы в прошлом году сделали «Русагро» вторым по величине производителем свинины в стране.

Не исключено, что после ареста топ-менеджеров компании прокуратура будет добиваться передачи активов «Русагро» в управление Росимущества, как это было сделано с другими компаниями, имеющими связи за границей и допустившими неоднозначное поведение в приобретении активов и управлении ими.