«Суперапп» национального масштаба

Алексей Грамматчиков
обозреватель «Монокль»
9 июня 2025, 06:00
№24

В России приступили к созданию национального мессенджера. Вероятный путь его развития — использование принципа «суперприложения», когда в одной программной оболочке собирается множество разных цифровых сервисов

ОЛЕГ ЕЛКОВ/ТАСС
В России мессенджеры стали самыми популярными интернет-ресурсами
Читайте Monocle.ru в

Давно витающая в воздухе идея создания российского национального мессенджера стала обретать реальные черты. В Госдуму внесен законопроект о создании цифровой платформы которая на бюрократическом языке получила название «Многофункциональный сервис обмена информацией» (МСОИ). Депутаты уже начали приводить в соответствие с новацией законодательную базу, предлагая поправки в Федеральный закон № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и другие документы.

Цель этой работы — предложить широкому кругу пользователей безопасную и удобную цифровую платформу для коммуникаций. «Создание национального многофункционального сервиса, а по сути, новой, уникальной экосистемы, которая обеспечит новые и все возрастающие потребности россиян, закрывает последнюю брешь в нашей цифровой безопасности. Оно призвано конкурентно вытеснить использование небезопасных иностранных мессенджеров в пользу более современного, функционального, отечественного», — сообщает в своем телеграм-канале один из инициаторов закона Сергей Боярский, глава комитета Госдумы по информационной политике.

По мнению законодателей, помимо высокой степени безопасности, новый сервис должен предлагать множество разнообразных функций. В частности, с его помощью россияне смогут получать особый цифровой идентификационный документ, статус которого будет подтвержден на законодательном уровне. «Сервис позволит не использовать бумажные документы, а удостоверять личность при помощи цифрового ID. Как виртуальные дисконтные карты, к которым мы все привыкли. Цифровой ID на первом этапе позволит идентифицировать вас при заселении в гостиницы или предъявлять его при покупках для подтверждения возраста. Убежден, что в будущем это коснется и других документов: диплома об образовании, водительского удостоверения, полиса ОМС», — обещает Сергей Боярский.

«Появление единой платформы — это еще один шаг на пути к полноценному цифровому суверенитету. Подлинно независимые государства не должны позволять доминировать на своем рынке платформам с иностранным контролем», — заявляет другой инициатор законопроекта, депутат Антон Горелкин. По его мнению, главным преимуществом новой цифровой платформы станет «бескомпромиссная борьба с анонимностью». «Именно анонимность развязывает руки преступникам, способствует реализации многообразных мошеннических схем, — уверяет депутат. — При этом мы видим, что иностранные сервисы в борьбе с ними не заинтересованы, комфорт и безопасность российских пользователей у них не в приоритете. По-настоящему безопасную платформу, кроме нас самих, никто не сделает».

Напиши мне, напиши

Незаметно и стремительно мессенджеры во всем мире превратились в основной способ онлайн-коммуникации. Статистика свидетельствует, что рядовые пользователи все реже общаются с помощью голосовых звонков и электронной почты, предпочитая использовать сервисы для мгновенного обмена сообщениями. С их помощью люди поздравляют друг друга с праздниками, объясняются в любви, информируют о рождении детей, ругаются и мирятся в школьных и соседских чатах, а на работе, как продемонстрировал недавний заокеанский скандал, обсуждают не только рутинные задачи, но и важные государственные вопросы, в том числе как и когда бомбить недружественную страну.

Подсчитано, что современный человек отправляет в среднем 60 сообщений в день. И аудитория сервисов быстрых сообщений продолжает расти — в интернет-пространстве по популярности они теперь уступают только соцсетям и видеохостингам. По данным аналитической компании Semruch, глобальная аудитория самого популярного в мире мессенджера WhatsApp сейчас составляет 2 млрд активных пользователей в месяц (для сравнения: соцсеть Facebook и видеохостинг YouTube (запрещены и ограничены в России) имеют 3 и 2,5 млрд пользователей соответственно). Второе место в списке занимает китайский WeChat (1,34 млрд), третье — Facebook Messenger (1,01 млрд). Далее идут такие сервисы, как Telegram (900 млн), американский Snapchat (800 млн), китайский QQ (554 млн), американский Discord (200 млн, см. график 1).

В России доминирующие позиции продолжают занимать мессенджеры из недружественных стран. Последние данные говорят о том, что американский WhatsApp стал лидером среди интернет-ресурсов страны в целом. По информации Mediascope, в апреле 2025 года месячная аудитория сервиса составила 97,4 млн человек, или 79% всех интернет-пользователей в стране, — больше, чем даже у соцсети «ВКонтакте» (93,8 млн, охват 76%). На третьей строчке в общем зачете оказался Telegram, который с месячной аудиторией 90,5 млн человек и охватом 73% обогнал такие интернет-ресурсы, как Google и «Яндекс», Сбербанк, YouTube, Wildberries, Ozon и «Дзен» (см. график 2).

Регулятора не может не тревожить столь значимая роль мессенджеров WhatsApp и Telegram. Созданный в 2009 году выходцем из Украины Яном Кумом и американцем Брайаном Эктоном сервис WhatsApp с 2014 года перешел под контроль американской корпорации Meta*. В марте 2022 года Тверской суд Москвы по иску Генпрокуратуры признал интернет-компанию Meta экстремистской организацией и запретил деятельность в России принадлежащих ей соцсетей Facebook и Instagram. Однако мессенджера запрет не коснулся: ранее сервис не относился к так называемой категории организаторов распространения информации (ОРИ). Но в конце прошлого года ситуация изменилось: 19 декабря Роскомнадзор внес WhatsApp в реестр ОРИ. Формально регулятор объясняет этот шаг тем, что функционал американского мессенджера расширяется: там появляется все больше функций распространения информации, например в виде создания и ведения тематических каналов.

Статус ОРИ подразумевает ряд важных обязательств: теперь WhatsApp должен хранить данные пользователей, включая информацию об их действиях, переписку, фотографии, аудио- и видеозвонки, и предоставлять эти сведения по первому требованию российских силовых структур. Вряд ли американский сервис будет соответствовать российскому законодательству, так что WhatsApp, скорее всего, ждут судебные разбирательства с последующим ограничением его деятельности.

Непростая ситуация сложилась и с мессенджером Telegram. Как известно, владелец этого ресурса Павел Дуров после многочисленных публичных препирательств вроде бы согласился с требованиями регулятора. Но после ареста летом прошлого года во Франции он, похоже, в обмен на свободу пошел на сотрудничество с западными спецслужбами, что сделало распространение сервиса в России токсичным.

Стоит упомянуть и вступившие в силу с 1 июня 2025 года нормы, согласно которым WhatsApp, Telegram и другие иностранные мессенджеры не могут использоваться государственными службами, банками, операторами связи, а также крупными агрегаторами и интернет-платформами с аудиторией более 500 тыс. человек в сутки. Запрет распространяется на передачу платежных документов и персональной информации. По словам представителей Роскомнадзора, «это решение направлено на обеспечение безопасности данных и снижение зависимости от зарубежных технологий».

*деятельность компании Meta platforms inc. Facebook, Instagram на территории России запрещена.

Мессенджеры частные и корпоративные

Вопрос, какой конкретно сервис превратится в российский национальный, пока остается открытым. 10 июня в Госдуме ожидается второе чтение законопроекта о МСОИ. После окончательного принятия внесенных поправок правительство обещает выбрать уже существующую платформу, отвечающую требованиям регулятора и готовую получить новый статус.

Стоит отметить, что в России уже есть достаточно большое число сервисов мгновенного обмена сообщениями. Принципиально их можно разделить на две большие категории: мессенджеры, ориентированные на широкий круг пользователей, в том числе частных, и сервисы для корпоративных клиентов. К первому типу относится VK Messenger, который работает на основе самой популярной сейчас в стране социальной сети «ВКонтакте». По данным компании VK за первый квартал текущего года, средняя месячная аудитория VK Messenger превысила 79 млн человек.

Есть и другие платформы, например «Яндекс Мессенджер». «Сегодня мессенджером и другими сервисами виртуального офиса “Яндекс 360” пользуются более 150 тысяч корпоративных клиентов, — рассказывает Сергей Педченко, руководитель по технологическому развитию “Яндекс 360”. — Мессенджер — часть виртуального офиса “Яндекс 360”, и прежде всего он ориентирован на бизнес-пользователей. Это решение для тех, кому важны удобство в работе и интеграция в рамках единой экосистемы. Основное преимущество нашего сервиса — глубокая связка с другими инструментами для совместной работы: “Почтой”, “Календарем”, “Документами” и “Диском”. Это позволяет командам не просто общаться, а полноценно взаимодействовать в едином цифровом пространстве. При этом защита данных, стабильность и соответствие требованиям российского законодательства остаются нашими приоритетами».

Если в массовом сегменте отечественные мессенджеры пока не могут отвоевать аудиторию у мировых гигантов, то в корпоративной среде российские продукты успешно теснят зарубежных конкурентов. После ухода из РФ западных IT-корпораций большинство крупных компаний стали использовать для корпоративных коммуникаций собственные мессенджеры (вспомним, например, внедренный в 2022 году Т-Банком мессенджер TiMe) или сервисы от независимых российских разработчиков, самыми популярными из которых стали eXpress, «Контур.Толк», Compass, IVA, DION, Trueconf и другие.

Пользователям удобно, когда в одном мессенджере под рукой есть много удобных мини-приложений, по такому принципу успешно развивается китайский WeChat

«В отношении мессенджеров стоит четко понимать: есть инструменты для личного применения, а есть — для корпоративного, — комментирует Игорь Малышев, директор по сервисам российской платформы корпоративных коммуникаций eXpress. — В корпоративной среде уже создан и работает пул решений с миллионными базами пользователей, а в публичном, “консьюмерском” поле пока только появляются претенденты. Их популярность будет зависеть от того, насколько они смогут конкурировать с такими публичными мессенджерами, как WhatsApp и Telegram».

Принцип «супераппа»

Удачным примером достаточно эффективно реализованного мессенджера национального масштаба может служить китайский WeChat. Ма Хуатэн, также известный как Пони Ма (четвертый в рейтинге самых богатых людей Китая), в 1998 году посетил презентацию израильской программы ICQ (популярный в начале 2000-х мессенджер, впоследствии не выдержавший конкуренции с новыми игроками и обанкротившийся), после чего решил создать аналогичный сервис для Китая. Вскоре WeChat не без поддержки регулятора превратился в важную составляющую повседневной жизни каждого китайца.

WeСhat в КНР тесно интегрирован с государственными услугами: через мессенджер можно, например, сделать копии паспортов, водительское удостоверение, подать налоговую декларацию и даже оформить заявление на заключение или расторжение брака. Важным условием является отсутствие анонимности: каждый пользователь имеет свой цифровой идентификационный код (ID). При нарушении условий платформы, например при осуществлении подозрительных транзакций, функционал сервиса для конкретного человека может быть урезан. Поэтому в WeСhat почти нет мошенничества. А к людям, у которых доступ к мессенджеру ограничен, в Китае относятся с подозрением — в частности, им становится сложно вести бизнес.

Кроме того, WeChat выделяется очень широким функционалом. Платформа предлагает не только базовый сервис для обмена текстовыми, голосовыми сообщениями и видеозвонками. WeChat выполняет и функцию социальной сети — например, с помощью ленты «Моменты», где пользователи публикуют фотографии, короткие видео и заметки о своей жизни. Помимо этого в мессенджер встроена удобная платежная система WeChat Pay, через которую можно оплачивать покупки, онлайн-заказы, коммунальные услуги и многое другое.

Наконец, удачным стратегическим решением стало превращение WeChat в подобие агрегатора других приложений. Внутри программы размещают свои сервисы многочисленные компании, занимающиеся доставкой еды, вызовом такси, бронированием отелей, записью на прием к врачу и т. п. Человеку не нужно устанавливать на смартфон ворох приложений — многими из них он может воспользоваться в рамках одного сервиса — «супераппа». «Если обратиться к международному опыту создания национальных мессенджеров, то первым в голову приходит Китай. Однако их WeChat — это, по сути, не мессенджер, а “суперапп”, — рассуждает Игорь Малышев. — В целом идея “супераппов” — суперприложений с “мини-аппками” в едином интерфейсе — видится наиболее перспективной и для нас, причем как в корпоративной, так и в публичной среде. В корпоративном секторе у российских компаний уже есть коммуникационные “супераппы”, достаточно вспомнить Atom Space в “Росатоме” и “Супернику” в “Норникеле” с доступом к личному кабинету сотрудника, электронному документообороту, HR-сервисам. В части публичного использования это только предстоит сделать. Привлекательным для потребителей такой продукт может стать благодаря набору сервисов и возможности интеграций. В случае с WeChat это платежи, игры, бронирование билетов и отелей, онлайн-покупки».

«В мире сейчас активно развиваются экосистемы, — продолжает Владимир Сергеев, руководитель практики универсальных коммуникаций и программного обеспечения для совместной работы российской IT-компании “К2Тех”. — Например, в банковской сфере, где мессенджер выступает лишь как транспорт, а основную ценность приносят услуги: денежные переводы, обмен валют, сбор средств на подарки, запись в парикмахерскую или покупка билетов в театр. Мессенджер должен функционировать как “шина”, к которой подключаются агенты для оказания услуг».

Новая российская платформа

По пути “супераппа” пошел и новый российский многофункциональный мессенджер — цифровая платформа Max от VK Group, открытая для скачивания 26 марта этого года. Помимо функций классического мессенджера Max уже предлагает ряд дополнительных сервисов, таких как ИИ-помощник, система уведомлений. Но главное, в платформу начинают встраиваться различные мини-приложения, прежде всего системы денежных переводов (пока только для клиентов Альфа-банка и ВТБ). А недавно было объявлено, что пользователям платформы стал доступен сервис онлайн-бронирования Ozon Travel: теперь прямо в приложении можно покупать авиа- и железнодорожные билеты, бронировать гостиницы и туры.

На прошлой неделе министр цифрового развития Максут Шадаев на совещании Владимира Путина с правительством заявил, что новый мессенджер Max по своей функциональности сопоставим с зарубежными конкурентами. По словам чиновника, именно этот продукт может стать базовым для реализации идеи создания национального мессенджера. «На этой платформе возможно организовать дополнительное предоставление государственных сервисов. Наши граждане, например, могут использовать его для предъявления цифровых документов, которые могут заменить бумажный паспорт в простых бытовых ситуациях», — заявил Шадаев.

Глава Минцифры Максут Шадаев заявил, что на роль общенационального мессенджера может претендовать новая цифровая платформа Max, которая развивается как раз по перспективному и востребованному сейчас принципу «супераппа»

В пресс-службе VK «Моноклю» комментировать возможность использования платформы Max в роли МСОИ отказались. Без комментариев остались также вопросы об инвестициях и планах охвата нового сервиса.

Независимые наблюдатели относятся к идее запуска отечественного мессенджера в целом положительно, хотя и с некоторыми оговорками. «В нынешних условиях, когда доступ к западным платформам становится все менее предсказуемым, это логичный шаг, — говорит Иван Сумароков, директор по стратегическому планированию коммуникационного агентства SPN Communications. — Но я бы не стал идеализировать саму концепцию. Важно подходить к этой теме непредвзято и помнить опыт прошлых лет. Успех любого цифрового продукта, особенно такого массового, как мессенджер, зависит не от статуса “национального”, а от того, насколько он помогает пользователям в их ежедневных задачах».

По оценке специалиста, если новый сервис действительно будет экономить время, упрощать доступ к услугам и решать несколько задач одновременно, у него появится шанс собрать 30–40 млн пользователей за первый год. «Но если это будет просто еще один чат без уникальных преимуществ, люди останутся там, где им удобно и привычно, — отмечает Иван Сумароков. — Давайте честно: массового отказа от Telegram и WhatsApp ждать не стоит. Пользователи очень инертны, они переходят на новые приложения, только когда видят реальную выгоду для себя, а не потому что “так надо”. Самая большая проблема, как ни странно, коммуникационная: как объяснить аудитории, для чего вообще создавать национальный мессенджер. Люди ждут ответа на простой вопрос “а что мне это даст?”. Другая сложность — доверие. Россияне с опаской относятся к “государственным” IT-продуктам: боятся, что за ними будут следить или что сервис окажется неудобным».

«В первую очередь, как мне кажется, важно не допустить формального подхода, плотно работать с конечными пользователями, исследовать их ожидания и запросы, — соглашается Игорь Малышев. — В качестве антипримера можно вспомнить идею создания национального браузера, которая так и осталась на уровне общих рекомендаций. Зато стал популярным браузер от “Яндекса”, который не задумывался как национальный. Но в целом не вызывает сомнений, что российские компании смогут разработать собственный мессенджер, технологии интеграции и механизмы информационной безопасности для этого есть».