Премьер-министр Японии Синдзо Абэ объявил о своей отставке в связи с ухудшившимся состоянием здоровья. «Я хотел бы извиниться перед народом Японии», — заявил он на пресс-конференции. Кроме того, Абэ выразил сожаление в связи с тем, что не смог решить проблему заключения мирного договора с Россией.
Ближе всего Москва и Токио оказались к заключению мирного договора, который Япония увязывает с решением «проблемы северных территорий» (четырех островов Курильской гряды), осенью 2019 года. На заседании Восточного экономического форума Синдзо Абэ призвал сделать этот «исторический шаг». Президент России Владимир Путин заявил своему японскому коллеге о готовности вести переговоры на основе Декларации 1956 года, допускавшей передачу Японии двух островов Курильской гряды. «Есть масса вопросов, связанных с заключением мирного договора. Они не лежат только в плоскости двусторонних отношений, к сожалению для нас. Есть вопросы военного, оборонного характера, вопросы безопасности, и здесь мы должны учитывать и позицию третьих стран, и обязательства Японии перед третьими странами, в том числе перед США», — уточнил позицию России Владимир Путин.
Но выйти из-под политического и военного контроля США для премьер-министра Японии — это если не непосильная, то очень тяжелая задача, браться за которую Синдзо Абэ не решился. Какая бы партия в Японии ни приходила к власти и какой бы премьер ее ни возглавлял, неизменной остается ориентация страны на США и американские военные базы на Окинаве. Японское экономическое чудо — быстрое восстановление разрушенной в ходе Второй мировой войны экономики — оказалось возможным во многом благодаря доступу Японии на богатейший американский рынок и относительно свободному доступу к передовым технологиям. Однако к 1990-м годам японская экономика достигла своего потолка и, несмотря на все ухищрения экономистов, отказывается расти дальше. Тем не менее политическое руководство страны продолжает ориентироваться на США, страну, которая дважды в 1945 году нанесла ядерный удар по мирному населению Японии. И с приходом преемника Синдзо Абэ, кто бы им ни стал, внешнеполитический курс Токио вряд ли претерпит какие-то изменения.