«Организационный иммунитет» для компании

Алексей Грамматчиков
обозреватель «Монокль»
19 октября 2020, 00:00

Условия пандемии заставляют компании адаптироваться к новым непростым рыночным условиям. О том, как успешно перестроить бизнес-процессы в соответствии с новыми реалиями потребительских предпочтений, рассказывает Сергей Ким, генеральный директор ООО Миле СНГ, представительства немецкого производителя бытовой и профессиональной техники премиум-класса Miele в России

ПРЕСС-СЛУЖБА ООО «МИЛЕ СНГ»
Генеральный директор ООО «Миле СНГ» Сергей Ким

— Как повилял коронакризис на индустрию крупной бытовой техники?

— Пандемия по-разному затронула разные отрасли экономики: например, фармацевтика и ИТ показывают темпы роста, значительно превосходящие докризисные значения, в то время как туризм или некоторые другие сферы услуг демонстрируют значительное снижение. Что же касается индустрии бытовой техники, то она не пострадала от карантина и кризиса в такой степени, как сфера услуг. Мы могли принимать заказы и осуществлять сервисное обслуживание нашей техники даже во время самого жесткого режима карантина. Кроме того, в марте наш сегмент успел застать традиционный всплеск спроса на бытовую технику, подогретый падением курса. В результате полученные заказы существенно превысили регулярный уровень и позитивно повлияли на годовой объем продаж большинства игроков рынка. Эта тенденция сохраняется и сейчас, поэтому можно говорить о результатах 2020 года с осторожным оптимизмом. Это подтверждается исследованиями покупательских настроений и опросами ритейлеров.

— Как, на ваш взгляд, будет развиваться потребительский спрос и рынок дальше?

— Распространение эпидемии коронавируса оказало значительное влияние на покупательские настроения и поведение россиян. Коронакризис сильно ударил по экономике, и это ухудшило материальное положение многих. По данным GfK Consumer Life, значения индекса потребительских настроений (от 0 до 200 пунктов) не превышали 65 пунктов. Эта оценка значительно ниже пессимистической (99 пунктов). Многие россияне продолжают считать, что ситуация будет только ухудшаться. Тем не менее шок прошел и начинают появляться позитивные ожидания: сейчас наблюдается рост потребительских ожиданий и планов на крупные покупки (с 59 до 90 пунктов), а также надежда на быстрое восстановление экономики (с 33 до 50 пунктов). Эти показатели ниже предкризисных, но в отдельных категориях товаров длительного пользования уже зафиксирована положительная динамика. Так, планы на покупку мелкой бытовой техники выросли на 24 пункта, телевизоров — на 13, крупной бытовая техники — на 15, персональной электроники — на 19 пунктов. Данные аналитиков подтверждаются российскими ритейлерами, которые ожидают возвращения на докризисный уровень уже до конца года. 43 процента из них рассчитывают на быстрое восстановление рынка и лишь 14 процентов придерживаются противоположной позиции. Впрочем, несмотря на оптимизм ритейлеров и наметившийся рост, очевидно, что 2021 год, по крайней мере его первая половина, будет значительно сложнее, так как мы в полной мере можем почувствовать на себе влияние глобального экономического кризиса.

— Каким образом производители бытовой техники адаптируются к новым условиям?

— Безусловно, важным направлением развития является цифровизация во всех ее формах. На волне роста заказов через интернет мы стали активно продвигать форматы онлайн-консультаций и демонстрации функций приборов. Была запущена практика онлайн-мастер-классов по приготовлению пищи на нашей технике, которую мы будем продолжать вне зависимости от развития ситуации. После опыта локдауна наши даже самые скептически настроенные в отношении электронной коммерции торговые партнеры осознали жизненную необходимость присутствия в интернете и стали активно развивать онлайн-продажи. К первому кварталу следующего года они должны будут полностью адаптироваться под требования рынка электронной коммерции.

— Что нужно еще делать компаниям, чтобы выжить в нынешней непростой ситуации?

— Для адаптации к нынешней ситуации очень важно быть готовыми гибко и оперативно пересматривать свои планы. Это касается почти всего спектра задач: изменения объемов продаж, планирования производства и запасов, управления расходами, организации рабочего процесса и способов коммуникации с покупателями. Возможно, это прозвучит банально, но, на мой взгляд, самая большая ошибка — упорно следовать первоначальному плану, не принимая во внимание изменения внешней среды. Для адаптации к ситуации как никогда важна и корпоративная культура, система поддержки инициатив и быстрое принятие решений. С нашей корпоративной культурой компании, предполагающей открытую коммуникацию, взаимное доверие, командную работу и ориентацию на результат, мы подошли к очередному кризису, что называется, в хорошей форме. Свидетельство тому — нам удалось перевести компанию на удаленный режим работы за пару дней при сохранении на максимально возможном в условиях локдауна уровне обслуживания покупателей и без потерь в производительности. Вместе с тем во время локдауна мы предпринимали дополнительные усилия по поддержанию и дальнейшему развитию корпоративной культуры. Так, мы начали практику регулярных общих онлайн-встреч со всеми сотрудниками, на которых менеджмент компании открыто делился видением ситуации. С учетом полученной обратной связи мы определили оптимальный режим работы офисов, предусматривающий, что большинство коллег продолжать работу в удаленном режиме с возможностью ограниченного посещения офиса. Суммируя вышесказанное, на мой взгляд, нам удалось выработать «организационный иммунитет», который будет работать на компанию в случае второй волны коронакризиса и станет важным фактором успеха компании в будущем.