Мясная отрасль переходит на длинные контракты

Александр Лабыкин
обозреватель «Монокль»
4 сентября 2023, 00:00

Рекордный в этом году рост цен на все виды мяса вынуждает мясопереработчиков задуматься об отказе от мелкооптовых закупок сырья в пользу долгосрочных контрактов по среднегодовой цене

ЛЕВ ФЕДОСЕЕВ/ТАСС
Мясопереработчикам предлагают переходить на долгосрочные закупочные контракты
Читайте Monocle.ru в

Как стало известно «Эксперту», на этой неделе в Сбербанке кредиторы аграрной отрасли и свиноводы обсудят с представителями 17 мясокомбинатов переход на долгосрочные годовые контракты. В отличие от существующих краткосрочных они позволят мясокомбинатам получать мясное сырье по стабильным ценам и графику.

К этой идее участников рынка подтолкнула ситуация с рекордным в этом году ростом стоимости мяса. Так, еще в мае — впервые в новейшей истории — курятина в оптовом звене сравнялась со свининой, а та, в свою очередь, в августе тоже обновила восьмилетний ценовой рекорд. В прошлом месяце зафиксирован и исторический максимум стоимости говядины, баранины и индейки. В результате мясокомбинаты объявили, что уже в сентябре вынуждены повысить цены на свою продукцию на 5–10%.

Длинные контракты выгодны всем

Приглашение принять участие в рабочей встрече 14 сентября в Сбербанке для обсуждения перехода на длительные контракты производителям свинины и банкирам направил Национальный союз мясопереработчиков (НСМ) после недавнего правительственного совещания по сдерживанию цен в мясной отрасли. В августе потребительские цены достигли 205 рублей за килограмм бройлера. Стоимость живых свиней в первичном опте обновила восьмилетние максимумы, составив 148–151 рублей за килограмм, — это на 7–9% выше, чем в июле, и на 25–30% — чем годом ранее. Свинина на кости за период с начала мая по конец июля подорожала с 308 до 315 рублей за килограмм, а к середине августа дотянулась до 318.

Хотя в оптовом сегменте стоимость курятины и свинины уже вторую неделю снижается, многие мясокомбинаты закупили мясо на пике и теперь заявляют о необходимости повышения цен на свою продукцию на 5–10% в сентябре, когда у них закончатся прежние дешевые запасы. Такое повышение, кстати уже третье за год, окажется весьма чувствительным для граждан и приведет к более заметному снижению спроса, чем обычно бывает в конце «шашлычного сезона». Сложившаяся ситуация обеспокоила членов правительства, и 22 августа они провели совещание в расширенном составе — с представителями министерств и участниками рынка. По его итогам ФАС и прокуратуре порекомендовали проверить ценообразование в мясной отрасли. Участники же рынка начали действовать сами: Национальный союз мясопереработчиков выступил с инициативой обсудить с производителями мяса и банками возможность переходить на долгосрочные контракты поставок мясного сырья. Из банков участвуют Россельхозбанк, Сбербанк, ВТБ и Газпромбанк, из мясопереработчиков: «Мясницкий ряд», «Царицыно», «Дмитровские колбасы», «Рублевский», АПК «Камский» и еще 12 крупных компаний.

В разосланных приглашениях мясопроизводители и банкиры отмечают, что уже во многих подотраслях АПК — в частности, в растениеводстве (форвардные контракты на зерно), сахарной, молочной и кормовой сферах — успешно используются долгосрочные контракты на поставку продукции. «Мясная отрасль на текущий момент единственная, в которой эти инструменты по тем или иным причинам не внедрены или не действуют, — говорится в письме НСМ. — Как результат, мы ежегодно наблюдаем волатильность на рынках мяса, что негативно сказывается как на экономике птицеводов и свиноводов, так и на наших производствах. Более того, негативным фактором является и всеобщее внимание федеральных органов власти как при росте цен (так как создает риски социального напряжения), так и при их падении (так как создает риск банкротства предприятий)».

В нескольких мясоперерабатывающих компаниях «Эксперту» неофициально сообщили, что пока не готовы оглашать свои требования по длительным контрактам. Но известно, что участники рынка заинтересованы в заключении соглашений по минимальным сезонным ценам. Обычно стоимость продукции идет на спад в феврале‒марте: люди наедаются за новогодние праздники, многие потом держат Великий пост. Цены также заметно снижаются осенью, когда завершается сезон отпусков и пикников, а на частных подворьях и средних фермах массово забивают подросших свиней. «Мы же от производителей свинины будем предлагать длительные контракты от года и более по справедливой и свободной от перепадов среднегодовой цене, которая позволит сохранить среднегодовую доходность всем участникам рынка, от свиноводов и переработчиков до розницы», — поясняет исполнительный директор Национального союза свиноводов Юрий Ковалев.

Свиноводы оттянули спрос на себя

Все началось с курятины, которую переработчики уже много лет использовали для изготовления полуфабрикатов и мясных изделий, — в силу дешевизны и схожести по консистенции со свининой она в среднем занимала две трети в общем объеме сырья. До пандемии производство курятины росло опережавшими спрос темпами, поэтому в 2016–2020 годах это был единственный вид мяса, который регулярно дешевел. Именно по курятине Россия раньше всего, к 2017 году, достигла самообеспечения, а экспорт птицы в дальнее зарубежье активно развивается с 2015 года. К сожалению, подотрасль подкосила пандемия: рентабельность в куроводстве традиционно самая низкая, и в 2020 году при снижении спроса она опускалась до двух и менее процентов. Производство птицы начало незначительно, но сокращаться, а накладные расходы производителей — расти из-за логистических проблем. В итоге к восстановлению спроса со стороны потребителей и переработчиков куроводы оказались не готовы, и летом 2021 года случилось невиданное повышение цен на бройлера — до 163 рублей.

После начала СВО уже в прошлом марте цены на курятину вновь поползли вверх. Спрос подогревался заказами со стороны Минобороны, а также выплатами малообеспеченным семьям и военным, которые привели к общему росту потребления мяса. Производство же от месяца к месяцу из-за сокращения поголовья снижалось, а его себестоимость резко возросла: расходы куроводов на доставку запчастей для оборудования, премиксов, витаминов и прочего увеличились. Кроме того, подорожало российское зерно и, как следствие, корма, а затраты на них составляют около 60% себестоимости. Предприятия, работавшие в прошлом году при доходности от нуля до нескольких процентов, повысили цену до 190 рублей.

К концу прошлого года спрос на курятину заметно упал: переработчики из-за временного дефицита птицы были вынуждены срочно заменять ее свининой, потребителям же очень понравилось, что свинина стоит почти как курятина, и они предпочитали покупать мясо. Птица начала дешеветь.

Зато цены на свинину пошли вверх: опт (в убойном весе) после начала СВО поднялся со 110 до 145 рублей за килограмм. Однако активный рост производства (в 2022 году — на 7%, до 5,3 млн тонн) оборвал этот тренд уже в мае, и цифры постепенно вернулись к зимним, 110–115 рублей за килограмм.

Хотя у свиноводов себестоимость в начале 2022 года также выросла на 10–15%, они, в отличие от птицефабрик, отпускные цены резко не повышали, чтобы не спугнуть потребителя. Рентабельность в 25–30% позволила им компенсировать увеличение себестоимости за счет собственной доходности, не перекладывая расходы на розничных покупателей. В итоге среднегодовые цены даже снизились. «Население стало переключаться с подорожавшей курятины на свинину, в результате мы получили рекордный рост потребления этого вида мяса — на 240 тысяч тонн больше, то есть почти все из дополнительно произведенных объемов», — отмечает Юрий Ковалев.

Высокий спрос на мясо сохраняется и в этом году. Причины те же: сокращение потребления курятины со стороны переработчиков и населения, растущие закупки со стороны Минобороны, новых регионов и льготных категорий граждан. Замена птицы свининой стала еще более актуальной после того, как с марта по август тушка бройлера подорожала в рознице со 125 рублей до рекордных 200 рублей за килограмм (почти на 7% год к году). Очередное подорожание объясняется увеличением затрат на производство, связанным с полным запретом поставок европейских ветпрепаратов, ростом цен на зерно и корма и ослаблением рубля. Ускорение тренду придал и выросший в этом году спрос. Поэтому, хотя производство курятины в первом полугодии, по данным Росстата, увеличилось на 271,6 тыс. тонн (до 2 млн тонн), или на 1,8% к тому же периоду прошлого года, в августе цены вновь оказались на историческом пике — 205 рублей за килограмм. «Многие граждане выбрали для летнего отдыха внутренний туризм, что больше, чем в прошлом году, подстегнуло спрос на все виды мяса. Но с завершением сезона отпусков мы наблюдаем медленное снижение цен, и эта тенденция продолжится осенью, — комментирует директор Росптицесоюза Галина Бобылева. — Главное, что никакого дефицита мяса птицы нет и не ожидается. Да и где вы сейчас найдете мясо за 200 рублей? Столько может стоить только курятина».

Свинина тоже подорожала — и по тем же причинам. К середине августа цены производителей достигли восьмилетнего максимума — 150 рублей за килограмм. Впрочем, стоимость живых свиней в августе в годовом измерении поднялась лишь на 1,3% — все еще меньше, чем в 2021 году. «Это системное падение цен, продолжающееся второй год, — говорит Юрий Ковалев. — В пересчете на валюту после снижения курса рубля российская свинина вообще стала одной из самых дешевых в мире. И если уж говорить о восьмилетнем антирекорде, то надо понимать, что цены на свинину в рознице за этот период выросли всего на 15%, тогда как потребительская инфляция составила 57%, говядина подорожала на 50%, птица — на 45%». По его словам, медленное повышение цен на свинину и приближение к ней по стоимости курятины привели к рекордному в истории страны увеличению потребления свинины — с 23 до 30 килограммов на человека в год (плюс 30%) при общем потреблении всех видов мяса в 79 килограммов — рост 11% за тот же период.

К слову, говядина дорожала не столь стремительно, ее средняя стоимость к середине августа на потребительском рынке поднялась до 497 рублей за килограмм, что также является рекордом. Исторического максимума в августе достигла и индейка, прибавившая за год 15% (до 450 рублей за килограмм), а также баранина, которая продавалась по 590 рублей (плюс 20% за год). Здесь среди главных причин тренда можно назвать рост себестоимости и общего спроса на фоне увеличения доходов части граждан.

Стабильность рынка удержит сотрудников

Таким образом, самые востребованные виды мяса в течение года дорожали заметнее других. И хотя к концу августа цены на все виды продукции (кроме говядины) ожидаемо начали снижаться, некоторые мясопереработчики заявили о вероятном повышении стоимости. «Чтобы выровнять дисбаланс спроса и предложения в будущем, перерабатывающие предприятия должны запасаться сырьем впрок по длительным контрактам, как это делают крупные вертикально интегрированные агрохолдинги: они закупают свиней на своих фермах для переработки на своих же предприятиях в первом квартале и замораживают туши на лето, выдерживая всплеск спроса на мясо и не повышая отпускные цены, — уверен Юрий Ковалев. — А сейчас у мясокомбинатов запас сырья максимум на неделю-две».

По его прогнозам, цены осенью снизятся, но вряд ли дойдут до уровня прошлой осени. Дело в том, что высокий курс доллара не только увеличил расходы на производственный импорт, но и обострил традиционную для мясной отрасли проблему дефицита кадров, в том числе за счет ухода мигрантов, зарплаты которых из-за ослабления рубля обесценились на треть. «Отток мигрантов лишь усугубляет общую плачевную кадровую ситуацию, — говорит президент Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. —Сейчас в среднем по отрасли вакантными остаются 15–25 процентов должностей. Проблему не решает даже индексация зарплаты на 15–20 процентов за год». По данным эксперта, те предприятия, которые не в состоянии больше повышать зарплаты, сегодня вынуждены сокращать ассортимент и частично сворачивать производство.