Когда наши поезда полетят

Николай Ульянов
заместитель главного редактора, редактор отдела промышленности «Монокль»
6 ноября 2023, 00:00

Технология «Росмаглев», позволяющая создавать транспортные системы на принципах магнитной левитации, приближается к практической реализации

Основные типы магнитолевитационной транспортной технологии
Читайте Monocle.ru в

Консорциум «Российский маглев» ведет переговоры о строительстве испытательного полигона для отработки технологии создания транспортных систем на основе принципа магнитной левитации — об этом «Моноклю» рассказал генеральный директор компании «Маглевтех» Сергей Смирнов. По его словам, рассматривается несколько вариантов размещения, в том числе площадка в Санкт-Петербурге, Ленинградской области и Республике Саха (Якутия). Таким образом, после некоторого затишья тема создания в России транспорта на магнитном подвесе вновь оживает.

От кластера — к консорциуму

В конце сентября в Санкт-Петербурге было подписано соглашение о создании консорциума разработчиков, производителей и эксплуатантов магнитолевитационной транспортной системы «Российский маглев». На сегодняшний день в организацию вошли девять компаний (см. «Состав консорциума “Российский маглев”»). Впрочем, список не окончательный: не исключено, что по мере развития проекта к консорциуму будут присоединяться и другие. Ранее в Санкт-Петербурге действовал кластер с одноименным названием; интервью с председателем совета кластера Анатолием Зайцевым было опубликовано в журнале «Эксперт» два года назад (см. статью «Магнит тянет в полет», «Эксперт» № 18–19 за 2021 год). По словам Сергея Смирнова, создание консорциума, более формализированной структуры, — это следующий этап развития проекта по разработке отечественной магнитолевитационной технологии.

Как известно, транспортное средство — поезд или платформа — на магнитном подвесе имеет ряд преимуществ относительно обычного железнодорожного транспорта, в том числе большую скорость (например, в Китае уже построен поезд CRRC 600, способный развивать скорость до 600 км/ч) и низкий уровень шума при движении, что позволяет проводить линии маглева через густонаселенные районы.

Внедрение технологии «Росмаглев» в транспортную систему обеспечит быстрое строительство линий транспорта в любых природных условиях, снижение себестоимости перевозок и повышение провозной способности магистральных линий

Сегодня транспорт на магнитном подвесе создается по двум основным технологиям. В Японии развивают электродинамический вариант (EDS) на сверхпроводящих магнитах. Германия разработала и распространяет по миру (в частности, в Китае) электромагнитную технологию (EMS) с использованием электромагнитов. В России же придумали «Росмаглев», в которой одновременно применяются постоянные и электромагниты: такое сочетание позволяет тратить меньше энергии на обеспечение левитации. К настоящему времени все критические подсистемы этой технологии спроектированы и запатентованы (см. таблицу); ведется разработка периферийных систем, адаптируются имеющиеся железнодорожные решения. Всего получено 20 патентов, относящихся к технологии «Росмаглев», еще более 30 ждут своей очереди.

Грузите смело, грузите больше

В целом все уже готово к тому, чтобы протестировать инновацию на полигоне, получив в результате отечественную магнитолевитационную транспортную технологию, готовую к внедрению «под ключ» — с подтвержденными технико-экономическими характеристиками, необходимой нормативно-правовой и охранной документацией и собственной экосистемой.

По оценке Сергея Смирнова, полигон может быть построен за год-два, причем деньги на проект уже есть. Осталось определиться с местом. Это важно, поскольку все имеющиеся на сегодня в мире линии маглев — пассажирские, а российский консорциум решил начать с грузовой как наиболее востребованной в текущих условиях. Предполагается, что тестировать будут беспилотную систему, основой которой станет единичная платформа с контейнером либо модулем для насыпных или наливных (цистерна) грузов. «На первом этапе скорость будет 300 километров в час, — говорит Сергей Смирнов. — В дальнейшем ее можно будет увеличить до 550–600 километров в час. Что касается грузоподъемности платформы, то мы взяли за основу контейнер — 36 тонн».

Впрочем, столь стремительное перемещение нужно не всегда: все зависит от потребностей клиента. Так, для промышленной линии маглева протяженностью 10 км оптимальная скорость, по расчетам, составляет от 90 до 120 км/ч. Дело здесь не в скорости, а в экономической эффективности. По словам Сергея Смирнова, стоимость эксплуатации линии маглева ниже, чем у традиционных поездов. «В железнодорожном транспорте значительные средства расходуются на техническое обслуживание, ремонт инфраструктуры и подвижного состава. Кроме того, там нужны локомотивы, а они стоят дорого. На магнитолевитационных линиях тягового подвижного состава нет, — объясняет эксперт. — Однако маглев не антипод железной дороги. Это отдельный вид транспорта, развивающийся параллельно, который может эффективно дополнить транспортную систему страны. С учетом того, насколько высока сегодня потребность в перевозке грузов, в том числе в северных регионах, мы считаем, что маглев — перспективная технология, внедрение которой могло бы ускорить региональное развитие».