В сентябре рост российской экономики ускорился. Индекс ВВП с исключенными сезонным и календарным компонентами вырос к августу на 0,5% и на 5,9% — к сентябрю 2022 года после 4,8% в предыдущем месяце, подсчитал Институт исследований и экспертизы ВЭБ.РФ. За январь‒сентябрь российский ВВП увеличился на 2,9% по отношению к соответствующему периоду 2022 года. Близкую оценку (+2,8%) дало на прошлой неделе Минэкономразвития России.
Ускорение фиксируется и в квартальных цифрах. По предварительной оценке Росстата, ВВП в третьем квартале вырос на 5,5% к июлю‒сентябрю 2022 года против 4,9% прироста во втором квартале.
В сентябре 2023 года главным фактором роста экономики стала динамика продукции сельского хозяйства (подъем на 17,2%). Двузначные темпы роста вызваны тем, что погода позволила растянуть сбор урожая в текущем году на сентябрь. Это коснулось прежде всего уборки масличных культур. Кроме того, выросли добыча полезных ископаемых (0,1%) и еще более выраженно — обрабатывающие производства (0,6%). Одним из драйверов вновь оказалось производство металлических изделий, где сейчас доминирует продукция оборонно-промышленного комплекса. Устойчивый рост также продолжает демонстрировать химическая промышленность, включая производство лекарств.
Розничные продажи последовательно растут все девять месяцев этого года, несмотря на увеличение процентных ставок. В то же время в сентябре уменьшилось потребление услуг. Упал спрос на услуги образования и медицину. Снизилось потребление услуг транспорта. Пассажирооборот устойчиво сокращается четыре месяца подряд. В сентябре уменьшился спрос на коммунальные услуги в результате более позднего начала отопительного сезона, что привело к существенному сокращению производства и распределения электроэнергии и тепла, комментируют итоги расчетов специалисты института.
Тревожный сигнал — спад в строительстве: на 1,5% в сентябре и в целом по итогам третьего квартала после роста на протяжении пяти предыдущих кварталов.
Российская экономика превысила предкризисный уровень еще в июле и продолжает последовательно расширяться с марта нынешнего года: уже семь месяцев. Общий накопленный рост с момента достижения дна спада в мае 2022 года за 16 следующих месяцев составил 6,4%. Спад ВВП же был таким же, как и пандемийный, по продолжительности (три месяца), но почти вдвое менее глубоким (5,2% в марте‒мае 2023 года против 9,5% в феврале‒апреле 2020-го).
Повышаются прогнозные оценки динамики российского ВВП по итогам 2023 года. Глава Минэкономразвития Максим Решетников сообщил, что рост ВВП может достичь 3%, а главный экономист ВЭБ.РФ Андрей Клепач на прошлой неделе высказался еще оптимистичнее, обозначив диапазон в 3,2–3,3%.
Профицит счета текущих операций в октябре 2023 года сложился практически на уровне предыдущего месяца, 11,2 млрд долларов, а по итогам десяти месяцев года составил 53,8 млрд, сообщил Банк России. Это почти вчетверо меньше, чем в январе‒октябре 2022-го (208,8 млрд), когда платежный баланс экстремально укрепился на фоне сверхвысоких цен на ключевые товары российского экспорта и сжатия импорта с началом санкционной войны.
Внешнеторговые «ножницы» перестали сжиматься: в августе и сентябре 2023 года торговый баланс укреплялся. Товарный экспорт, оттолкнувшись от локального июльского дна (31,6 млрд долларов), увеличился до 36,1 млрд в августе и до 40,0 млрд в сентябре, но затем, в октябре, немного снизился (37,2 млрд). А вот импорт, напротив, плавно снижается: после 25,5 млрд долларов в июле и августе ввоз товаров в Россию в сентябре опустился до 24,7 млрд и далее, в октябре, до 22,9 млрд.
В результате сальдо торгового баланса в сентябре дошло до 15,3 млрд долларов с небольшим снижением в октябре (14,3 млрд) после тревожных июльских 6,1 млрд (хуже торговый баланс был только в разгар пандемийных локаутов по всему миру — например, в августе 2020 года он опускался до 3,3 млрд долларов).
Сокращение доли валют недружественных стран, прежде всего доллара США и евро, в структуре внешнеторговых расчетов РФ продолжается. В сентябре доля токсичных валют в экспортной выручке сократилась до 24,2% (на рубль приходилось 40,5%, еще 35,4% — на валюты дружественных стран, в первую очередь на юань), а в платежах за импорт — до 27,7%. Доля токсичных валют в экспортной выручке снизилась сильнее, чем в структуре импортных платежей, и в результате превышение предложения над спросом на доллары и евро на внутреннем валютном рынке в июле упало до мизерных 0,4 млрд долларов (против 9,9 млрд еще в декабре 2022-го), что и стало причиной повышенной волатильности обменного курса.
В дальнейшем этот разрыв начал немного расти, достигнув в сентябре 2,2 млрд долларов, что вкупе с решением ЦБ о возвращении обязательной продажи валютной выручки способствовало развороту траектории обменного курса рубля от обесценения к укреплению. По данным ЦБ, объем чистых продаж иностранной валюты крупнейшими экспортерами увеличился в октябре до 12,5 млрд долларов против 9,2 млрд в сентябре и 7,2 млрд в августе.
За девять месяцев 2023 года появилось на свет 953,2 тыс. младенцев, сообщил Росстат. Это на 31,6 тыс. (3,2%) меньше, чем за январь‒сентябрь 2022-го, и на 162,4 тыс. (14,6%) — чем за аналогичный период 2019-го, последнего спокойного года. Тренд на снижение числа родившихся сформировался еще в 2015 году после почти полутора десятилетий роста (в 2014-м был постсоветский максимум: 1,943 млн) как результат наложения плавного снижения числа рождений на одну женщину на сокращение числа россиянок детородного возраста. Снижение суммарного коэффициента рождаемости практически прекратилось на уровне 1,42 ребенка на женщину (оценка Росстата за 2022 год), и спад числа рождений целиком определяется неблагоприятным демографическим эхом начала 1990-х. Ну и частично продолжением тренда на взросление материнства — откладывание молодыми семьями появления потомства на более поздние периоды.
Что касается смертности, то Росстат публично фиксирует 1,3055 млн умерших за январь‒сентябрь 2023 года. Это на 142,8 тыс. (10%) меньше, чем годом ранее, и на 47 тыс. (3,5%) — чем за аналогичный период предпандемийного 2019 года.
Невоенная естественная убыль по итогам января‒сентября составила 352,3 тыс. человек и к концу года, по нашим оценкам, не превысит 500 тыс. Напомним, что по итогам 2022 года естественная убыль составила 594,6 тыс. человек, а на пике пандемии, в 2021-м, превышала миллион (1,0433 млн).