Сюжет не получил развития. Правительство Дании, подумав, чем ему грозит обострение и без того натянутых отношений с Россией, быстро дало задний ход. «У Дании сильно ограничены возможности для проверок российских танкеров в рамках санкций ЕС», ― сообщило издание TradeWinds со ссылкой на Морское управление Дании.
Это не первая попытка перекрыть российское окно в Европу — транзит российских грузов через порты Балтики. В России не так много терминалов по отгрузке нефти и нефтепродуктов на мировой рынок, подключенных к трубопроводной системе «Транснефти». Есть терминалы в Черном море (Новороссийск и Туапсе), выход на Тихий океан (Козьмино, конечная точка маршрута трубопровода Восточная Сибирь — Тихий океан) и порты на Балтике — Усть-Луга и Приморск. Кроме того, из Большого порта Санкт-Петербург и порта Высоцк отгружаются нефтепродукты. Согласно данным Financial Times, более 60% общего объема морского экспорта российской нефти проходит через датские проливы, соединяющие Балтийское и Северное моря. В реальности же остановка отгрузки российской нефти через Балтику грозит каждой третьей экспортной тонне нефти и нефтепродуктов.
Казалось бы, эта угроза перекрытия транзита российской нефти гипотетическая, однако после подрыва «Северных потоков» правил эксплуатации коммерческой инфраструктуры в Европе больше нет. Придумать основание для остановки вывоза нефти из России — дело техники и юриспруденции, науки неточной. Поэтому уже сейчас необходимо просчитывать модели как симметричного, так и асимметричного ответа.
Если говорить об асимметрии, то это усиление портовых и трубопроводных мощностей, в первую очередь в порту Мурманска как альтернативе порту Санкт-Петербург, и, в перспективе, черноморских портов. Ну и, конечно, наращивание мощностей портов Дальнего Востока, в первую очередь через увеличение пропускной способности нефтепроводов.
Симметричным же ответом могли бы стать военные учения российского и иранского флота в районе Персидского залива с целью перекрытия (пусть и очень временного) судоходства по Ормузскому проливу. Демонстрация силы перед государствами, окончательно потерявшими берега, может быть единственным вразумительным способом начать конструктивный и уважительный диалог.
Ормузский пролив ― узкая морская артерия шириной 54 километра между ОАЭ и Ираном, государством, дружественным России и недружественным Штатам. Через этот пролив идет каждая вторая экспортная тонна нефти в мире. Конечно, через Ормуз в первую очередь снабжаются нефтью страны Азии, туда уходит до 70% всех поставок, а каждая третья тонна плывет в Китай. Сегодня именно Китай заинтересован в безопасности судоходства через Ормузский пролив.
США, активно дирижирующие на Ближнем Востоке, напротив, энергетически не зависят от судоходства через Ормузский пролив, обеспечивая себя нефтью практически полностью. Однако даже угроза временного перекрытие Ормуза может привести к резкому росту цен на нефть и потенциальному энергетическому кризису, который в первую очередь ударит по странам G7, отказавшимся покупать российскую нефть по ценам выше 60 долларов за баррель.
Повышение цен на заправках само по себе неприятно, но это придаст импульс инфляции в развитых странах, что чревато обрушением долговых пирамид в США, Японии и Европе. А это, в свою очередь, отвлечет политиков развитых стран от козней против экономики России и заставит перенести внимание на зализывание внутренних финансовых ран.
Впрочем, нельзя сказать, что ближневосточные монархии не готовятся к сценарию перекрытия основной нефтяной трассы планеты. ОАЭ и Саудовская Аравия построили мощные трубопроводы, чтобы иметь альтернативные способы отгрузки нефти. Готовится к чему-то подобному и Китай, накопивший огромные запасы нефти за последние месяцы. Карту перекрытого Ормуза вполне можно держать в рукаве и использовать, если того все же потребуют обстоятельства.