Поедете ли вы на ВАЗ-2101 в путешествие во Владивосток? Полетите ли на Ан-24 в Сочи? Безусловно, надежность и удобство такой техники сегодня вызывает вопросы. Однако каждый четвертый энергоблок АЭС в мире, под завязку загруженный ядерным топливом, ― ровесник этой легендарной, но отслужившей свой моральный и технический век техники.
Да, каждая АЭС находится под пристальным наблюдением инженеров, проходит регулярное техническое обслуживание (как и самолет или автомобиль перед длительной поездкой). Эти АЭС за последние полвека были не раз модернизированы. Однако модернизация касается динамических частей — турбин, насосов, автоматов. Но основа любой АЭС — статические части: корпус реактора, фундамент, строения и т. д. За полвека ежеминутной эксплуатации в режиме 24/7 устают даже самые надежные здания и механизмы.
Сегодня самая главная экологическая проблема человечества ― уставший парк АЭС. А вовсе не эмиссия углерода, не глобальное потепление и даже не загрязнение океана. Особенно остро этот вопрос стоит для США, Франции, Великобритании — пионеров гонки мирного атома. В этих странах в ближайшие пару десятилетий необходимо закрыть более 200 атомных ректоров — по десятку-два в год. Проблема в том, что закрытие АЭС само по себе крайне дорогое удовольствие, плюс выбывающие гигаватты генерации необходимо чем-то замещать.